Метафизика (Аристотель)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Физика» ( греч. Φυσικά ) — фундаментальный трактат Аристотеля , заложивший основы физики как науки (в доклассическом, доньютонианском смысле). Трактат состоит из 8 книг, где физика впервые рассматривается не как учение о природе, а как наука о движении, категория которого подразумевает время, пустоту и место.
В первой книге Аристотель полемизирует с элеатами ( Парменид и Мелисс ), утверждавшими невозможность движения, ибо, по их мнению, из ничего ничто не возникает. Аристотель в конце книги как раз допускает возникновение сущего из не-сущего, для обоснования этого тезиса он вводит различие между возможностью и действительностью, а также между формой и материей.
Во второй книге Аристотель обращается к природе ( греч. Φύση ) и доказывает, что в природе содержатся начала движения и покоя. Он противопоставляет её искусству и усматривает в ней начала материи и формы. Далее он излагает учение о четырёх причинах и отделяет случайное от самопроизвольного.
В третьей книге Аристотель переходит к основному содержанию, отождествляя природу с движением, после чего именно движение ( греч. κίνησις ) становится основной темой его рассуждения. Движение является переходом возможности в действительность и тесно связано с понятиями времени, места и пустоты. Аристотель заканчивает книгу рассмотрением бесконечности .
В четвёртой книге Аристотель рассматривает перемещение как основной вид движения, важным фактором которого является место . Пустоту ( греч. κενόν ) и хаос он также рассматривает как разновидность места ( греч. τόπος ). Однако, пустоту Аристотель не считал действительно существующей. Любое место характеризуется тремя измерениями: длиной, шириной и глубиной. При этом Аристотель различает понятия тела ( греч. σῶμα ) и места, поскольку тело может уничтожиться, а место нет. Предельным местом всех вещей является небо, которое отождествляется со Вселенной. Также Аристотель замечает, что простые элементы обладают стремлением: так огонь стремится вверх, а земля — вниз. Заканчивает 4-ю книгу Аристотель рассуждением о времени . Он опровергает тех, кто отождествляет время с движением, поскольку движение может увеличиваться или замедляться, тогда как время всегда постоянно, тем не менее, если нет изменения, то нет и движения. «Время есть число движения» ( греч. ὁ χρόνος ἀριθμός ἐστιν κινήσεως ), заявляет Аристотель (IV,11).
В пятой книге Аристотель рассматривает такие виды движения как возникновение и уничтожение. Разбирая философские категории, он замечает, что не ко всем из них можно применить движение, но только для качества, количества и места.
В шестой книге Аристотель утверждает непрерывность времени и заочно полемизирует по этому поводу с Зеноном. Он утверждает, что движение существует, кроме того существует бесконечное движение, если оно идет по кругу .
В седьмой книге Аристотель утверждает существование Перводвигателя, поскольку всякое движение должно чем-то инициироваться. Первое движение Аристотель называет перемещением ( греч. φορᾶς ) и насчитывает 4 его вида: притяжение, толкание, несение, вращение.
В восьмой книге Аристотель ставит вопрос о вечности движения и приходит к парадоксам. Тем не менее, он полагает, что причиной вечного кругового движения должен быть неподвижный Перводвигатель ( греч. πρώτως κινοῦν ). При этом Перводвигателю следует быть единым и вечным. Круговое движение ( греч. κυκλοφορία ) Аристотель называет первичным и более совершенным, чем прямолинейное.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|