Interested Article - Политика (Аристотель)
- 2021-12-08
- 1
« Поли́тика » ( греч. Πολιτικά ) — трактат Аристотеля о государстве, содержащий начала социальной и политической философии . Трактат написан в последние годы ( 335 — 322 до н. э. ) жизни Аристотеля в Афинах , попавших под влияние Македонии . В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей. Отмечают, что конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в «Политике», — теоретическое построение идеального полиса .
Содержание
Книга 1
Аристотель определяет государство ( греч. πόλις ) как общину ( греч. κοινωνία ) , организованную ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье ( греч. οἰκία ) — общению, естественным путём возникшему для удовлетворения повседневных надобностей (с. 377, 1252b). Семьи , объединённые в селения ( греч. κώμη ), составляют неотъемлемую часть государства (с. 380, 1252b). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы ( δούλων ), а глава семьи уподоблен монарху (с. 386). В отличие от позднейших теорий общественного договора , Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с. 379, греч. πολιτικὸν ζῷον — 1253a).
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с. 389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с. 389). Домохозяйство ( греч. Οικονομικά — экономика ) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления (с. 398).
Книга 2
Аристотель критикует идеальное государство Сократа , отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417).
Книга 3
Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7й книге — и крестьянам (с. 604). Гражданами не должны считаться те, без кого может обойтись государство. Важное отличие гражданина — это умение и властвовать, и подчиняться. По количеству граждан, принимающих участие в управлении, он различал три «правильные» (то есть нацеленные на достижение общего блага) формы правления (с. 457):
- Царская власть (монархия) — форма правления , при которой власть принадлежит одному правителю, получающему её по наследству, или же к власти приходит избранник, как в рассмотренной Аристотелем Спарте. Извращением царской власти является тирания .
- Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоду состоятельных граждан).
- Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих, то есть нищих). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии (с. 502) .
Для Аристотеля самой лучшей формой правления является аристократия, когда правят самые лучшие граждане: «Из трех видов государственного устройства, какие мы признаем правильными, наилучшим, конечно, является тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших» .
Книга 4
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с. 493):
- Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
- Ремесленники — создают орудия труда;
- Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
- Чиновники — рационально управляют государством;
- Военные — защищают государство.
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс , то есть способствовать благоденствию «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной» (с. 508). Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
- Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
- Должностной орган;
- Судебный орган.
Книга 5
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения» (с. 532), личные противоречия в среде правящего класса (с. 533), а также демагогию , посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с. 537). Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» (с. 545), а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения. Также Аристотель разбирает тиранию как форму государственного правления, определяя ее как самую худшую форму правления, так как она заключает в себе зло, присущее демократии и олигархии, — от олигархии: богатство и недоверие к народной массе; от демократии: борьба со знатными
Книга 6
Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией . По его мнению, если признавать решения меньшинства — это тирания, большинства — справедливость будет нарушена при конфискации имущества богатых, находящихся в меньшинстве. Чтобы достигнуть равенства, нужно искать его в справедливости. А решения должны приниматься с учетом мнения большинства и тех, чей имущественный ценз выше. Демократия наиболее всего подходит земледельческой стране, где у людей, у которых нет значительной собственности, нет досуга устраивать народные собрания, а также земледельцы расселены на большом расстоянии от города, что дает возможность создать хорошую демократию или политию.
После Аристотель размышляет о должностях в государстве. В демократии высшие должности должны назначаться, исходя из имущественного ценза, при участии в выборах всех граждан.
Книга 7
Аристотель проявляет эллинский шовинизм , заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества (с. 601).
Высшим благом Аристотель называет счастье . Счастье каждого отдельного человека и государства тождественны. Задачами (erga) государства являются:
- Обеспечение пропитанием;
- Обеспечение комфорта;
- Защита;
- Достаток;
- Религиозный культ;
- Справедливость.
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства. В этом тезисе он проводит различие между свободными людьми, которые занимаются философией и государственным управлением, и ремесленниками, торговцами, моряками и земледельцами, которые, по его мнению, находятся между свободными гражданами и рабами. Свободные же граждане должны в молодости быть воинами (тяжеловооруженные), обладая физической силой, а с возрастом переходить в государственное управление и становиться совещающимися.
Книга 8
Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб» (с. 628). Существует четыре основных обучающих предмета (c. 630):
- Грамматика ;
- Гимнастика ;
- Музыка ;
- Рисование .
Особое внимание Аристотель уделяет досугу, так как он является одним из отличий свободных граждан от прочих сословий. Этим объясняется наличие музыки в списке обучающих предметов. По его мнению, искать везде лишь одну пользу всего менее приличествует людям высоких душевных качеств и свободорожденным.
Примечания
- . Дата обращения: 17 декабря 2006. 4 января 2007 года.
- Доватур А. И. от 3 февраля 2018 на Wayback Machine // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. — М.: Мысль , 1983. — С.38-57. — 830 с. — (Филос. наследие. Т, 90).
- Слово с крайне широким значением, переводится как «общность» или «общение» в зависимости от контекста. См. от 6 марта 2019 на Wayback Machine
- Аристотель. Политика / пер. с древнегреческому. С.А. Жебелева. — М. : АСТ, 2022. — С. 181. — ISBN 978-5-17-099791-6 .
- Аристотель. Политика. — М. : АСТ, 2022. — С. 157. — ISBN 978-5-17-099791-6 .
- Аристотель. Политика / пер. с древнегреч. С.А. Жебелева. — М. : АСТ, 2022. — С. 254. — ISBN 978-5-17-099791-6 .
Литература
- Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. Перевод С. А. Жебелева
Ссылки
- от 2 октября 2014 на Wayback Machine
- 2021-12-08
- 1