Венерий Медиоланский
- 1 year ago
- 0
- 0
Амвро́сий Медиола́нский ( лат. Ambrosius Mediolanensis ), или Авре́лий Амвро́сий ( Aurelius Ambrosius ) (ок. 340 , Августа-Треверорум , Белгика , Римская империя — 4 апреля 397 , Медиоланум , Италия , Западная Римская империя ) — миланский епископ , проповедник, богослов и поэт.
Один из четырёх великих латинских Учителей Церкви , он обратил в христианство и крестил святого Августина Аврелия . Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику византийского императора Феодосия Великого , тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и церкви. Его мистические гимны не чужды неоплатонизму плотиновского извода. Почитается святым западными и восточными церквями, его почитание началось задолго до Великой схизмы .
Амвросий родился около 340 года в городе Тревире (ныне Трир , Германия ) в богатой и знатной римской семье. Тревир был в то время резиденцией префектов римской провинции Галлия , некоторые исследователи даже полагают, что отец Амвросия был префектом. Семья будущего епископа приняла христианство в начале IV века. Святая мученица Сотерия, пострадавшая за исповедование христианства во время великого гонения при императоре Диоклетиане , была двоюродной сестрой Амвросия.
После смерти отца в 352 году семья Амвросия переселилась в Рим , где он получил превосходное образование. В 370 году Амвросий окончил обучение. После краткого периода работы адвокатом в префектуре города Сирмий в провинции Иллирик (ныне Сремска Митровица , Сербия ) Амвросий получил должность советника префекта Италии Проба , который был христианином и, ценя таланты молодого и способного Амвросия, покровительствовал ему.
В 373 году Амвросий по ходатайству Проба перед императором Валентинианом I был назначен на должность префекта (губернатора) северной Италии (Эмилии-Лигурии) с резиденцией в Медиолане (ныне Милан), который был тогда вторым городом Италии вслед за Римом.
Медиолан во время наместничества Амвросия сотрясали распри между арианами и ортодоксальными христианами. В 374 году эти распри помешали избранию нового епископа, поскольку каждая сторона хотела видеть на этом месте своего ставленника. В качестве компромисса была предложена кандидатура Амвросия, который пользовался уважением в городе. Амвросий, который даже не был крещён (практика позднего крещения была распространена в то время даже в христианских семьях), пытался отказаться, но после поддержки его кандидатуры императором Валентинианом I , согласился.
30 ноября 374 года Амвросий был крещён, затем рукоположён в священники и 7 декабря поставлен в епископы, пройдя, таким образом за семь дней все ступени церковной иерархии.
После избрания он пожертвовал Церкви всё своё огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства , ведя скромный и строгий образ жизни.
Одной из главных сфер деятельности епископа была борьба с арианством и язычеством. Строго отстаивая чистоту ортодоксальной (православной) веры, он добился на этом поприще значительных успехов.
Императоры Валентиниан I , Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в Империи.
После того как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами , Амвросий наложил на него епитимию , отлучил от причастия и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был таков, что император вынужден был подчиниться. Согласно Федориту Кирскому , в 390 году Феодосий в праздник Рождества Христова, сложив знаки своего императорского достоинства, публично принёс покаяние в храме и был допущен до причастия.
Возможно Арсакий Медиоланский был учеником Медиолана, однако историчность первого оспаривается.
Последние годы занимался литературным творчеством, надиктовывая сочинения своему секретарю Павлину. К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью. Христианские источники сообщают о многочисленных чудесах, совершённых им в этот период. Согласно его Житию, однажды во Флоренции , пребывая в доме "одного правоверного и благочестивого мужа", именем Децента, он воскресил умершего мальчика . Под его руководством в Милане были построены две базилики — Амвросианская и Апостольская (ныне храм св. Назария), а также основан мужской монастырь. Умер святитель Амвросий 4 апреля 397 году в Великую субботу .
Почитание Амвросия как святого началось вскоре после его смерти, о чём свидетельствуют его латинские и греческие жития, написанные в V веке . В Католической церкви память святого Амвросия совершается 7 декабря , в Православной церкви — 7 (20) декабря .
Святой Амвросий является покровителем Милана. В Париже находится названная в его честь церковь .
В 1447 — 1450 годах на территории близ Милана существовала Амброзианская республика , названная в честь святого.
Св. Амвросий изображается с епископской палицей , посохом, бичом в руке (символ победы над арианами и язычниками).
Картины с изображением св. Амвросия создавались многими художниками Ренессанса и барокко, среди которых — Рубенс и ван Дейк .
Основными источниками сведений о жизни Амвросия Медиоланского являются его собственные труды и два жития, из которых одно написано учеником епископа, а второе анонимно. Автобиографические подробности в трудах и переписке Амвросия не составляют целостную картину, они важны как аутентичный источник. Vita sancti Ambrosii, mediolanensis episcopi, a Paulino ejus notario ad Beatum Augustinum conscripta написано около 422 года секретарём Амвросия по поручению Августина . Для написания своего труда Павлин пользовался, помимо собственных воспоминаний, рассказами сестры святого, Маркеллины , а также свидетельствами очевидцев многочисленных явлений Амвросия после его смерти в различных провинциях. Агиографический характер повествования Павлина делает его менее достоверным в том, что касается исторической точности. Об авторе анонимного жития Vita et institutum patris nostri Ambrosii Mediolanensis episcopi не известно ничего, кроме того, что он, возможно, был священником в восточной части Римской империи . Как и в случае Павлина, сведения анонимного агиографа далеко не всегда точны . Помимо указанных, сведения о жизни Амвросия содержатся в трудах его современников, прежде всего Иеронима Стридонского и Августина, и церковных историков V века ( Руфина Аквилейского , Сократа Схоластика , Созомена и Феодорита Кирского ) .
Посвящённая Амвросию историография достаточно обширна, и многочисленные исследования появились уже к началу XX века. Помимо монографий, личность святого подробно рассматривалась в трудах, посвящённых истории раннего христианства и эпохи "арианских споров" .
Превосходное образование Амвросия позволило ему глубоко изучить подлинники произведений восточных Отцов Церкви, усвоить и продолжить их идеи, перекинув, таким образом, мостик от них в латинское богословие.
В догматических вопросах богословские труды Амвросия затрагивают проблемы, актуальные для споров с арианами — богословие Троицы ( лат. Trinitas ), христологию , учение о таинствах и покаянии. Идею «единосущия» Амвросий передавал словом «unius substantiae cum Patre». Многие его работы посвящены толкованию книг Священного Писания и комментариям к ним.
Важнейшей областью наследия св. Амвросия являются его проповеди. Они, как правило, исполнены горячей веры, обличают грехи, в первую очередь, гордость и разврат. В труде «О таинствах» св. Амвросий собрал свои проповеди для только что крещёных христиан.
Наиболее известные труды св. Амвросия:
Выдающийся латинский богослов св. Августин считал Амвросия Медиоланского своим учителем и наставником.
Перу св. Амвросия приписывается от двенадцати до восемнадцати гимнов , дошедших до наших дней. Четыре из них («Aeterne rerum conditor», «Deus creator omnium», «Jam surgit hora tertia», «Veni redemptor gentium») ему приписывал уже Августин . Наиболее известен гимн « Те Deum laudamus » («Тебя, Бога, хвалим»), в отношении которого авторство Св. Амвросия современная светская наука полностью отрицает . Кроме того, Амвросию приписывают 42 гекзаметра на подписях к фрескам Амвросианской базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.
С именем св. Амвросия Медиоланского со времён Средневековья также связывают особый, отличающийся от римского, амвросианский обряд (поныне используется в Миланской епархии) и его музыкальное оформление, известное как « амвросианское пение ». Хотя богословы и светские учёные вплоть до XIX века считали Амвросия и поэтом и одновременно музыкантом , каких-либо доказательств его профессиональной музыкальной деятельности не обнаруживается. Ранее считалось, что Амвросий ввёл в богослужебную практику Запада антифонное пение . Наука начала XXI века полагает, что Амвросий был поэтом и литургистом, но не «композитором» в позднейшем смысле слова .
В серии « Collection Budé » издано сочинение «Об обязанностях»: