Медовый месяц
- 1 year ago
- 0
- 0
Медо́вый Спас (также Ма́ковый Спас, Пе́рвый Спас ) — день, приходящийся на 1 (14) августа . В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня , образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери . Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение . Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы .
рус. Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей , Спас Всемилостивейший, Спас-маковей , Маковый Спас, Спас на воде , Маковеев день , Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник , Проводы лета , Калинник, День Соломониды-бабушки ; белор. Макавей, Макава, Макаўе, Першы Спас, Спас Мядовік, Медзяны Спас ; укр. Маковія, Маковей, Макотрус ; болг. Протоягус, Егус, Ягус, Устина, Макавеи, Макаве, Чуруци, Моринки, Зетьовден ; макед. Макавеите ; серб. Макавеј, Макивије ; польск. św. Piotra, św. Piotra w okowach, św. Piotra Palikopy, św. Palokopa .
Начинается Успенский пост или Спасовки . Спасы — народное название трёх праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня , Преображения Господне и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя . Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса) . По данным Н. В. Солодовниковой, слово «спас» означает «спасать себя» тем, что употреблять в пищу мёд, яблоки, хлеб . Крестьяне считали, что эти «две недели были „отрезаны“ Богом от Великого поста» . Сербы Лесковацкой Моравы считали это время подходящим для копания и чистки колодцев .
По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды , а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники , блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи .
В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счёту) и как день Соломониды-бабушки , почитавшейся матерями, беременными, знахарками .
14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев , принявших кончину в 166 году до н. э.
На Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у сербов, болгар, македонцев этот день в большей степени посвящён памяти Маккавеев . Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком , который созревает к этому времени . В этот день пекли маканцы , мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником , на Украине — макитрой , в Белоруссии — макатером .
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: « Мачок с мёдом — усы оближешь », « Черен мак, да бояре едят », « Рад Яков, что пирог с маком », « Поминаючи мак, не прогневайся и так », « На тычинке городок, в нём семьсот воевод » .
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней « Ой, на горе мак », с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали , припевая: « Маки, маки, маковицы, золотые головицы! » .
«Спасом на воде» праздник именовали в честь малого водосвятия . Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды . После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту . Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны , овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд . По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня .
«На первый Спас и нищий медку попробует!» . У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крёстным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели :
Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!— А. Коринфский. Народная Русь
Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней .
В Сербии в этот день освящают воду, используя молодой базилик . В этот день не купаются, а тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью .
В Македонии погода в течение «Макавеев» ( макед. Макавеите ; 6 или 12 дней праздника Маккавеев, то есть первые 6 или 12 дней августа по старому стилю) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года, и т. д.) . В художественной форме этот обычай среди рыбаков Охридского озера описала в своём романе «Путь угрей» ( макед. Патот на јагулите ) .
Местные обычаи в Македонии часто запрещали женщинам стирать бельё или купать детей в течение первого дня (то есть 1-го августа) или нескольких первых дней «Макавеев». Иногда запрещалось делать и некоторые другие работы .
У болгар зятья с подарками ходили в гости к родителям жены и целовали им руку, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден» .