Октава Пасхи
- 1 year ago
- 0
- 0
Окта́ва ( лат. octava — восьмая), в христианском богослужении , в литургическом календаре :
Установление счёта на октавы имеет истоки в ветхозаветных традициях восьмидневного отмечания праздников Кущей
в [течение] семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.
— Лев.
и Посвящения храма
И сделал Соломон в то время семидневный праздник, и весь Израиль с ним — собрание весьма большое, [сошедшееся] от входа в Емаф до реки Египетской; а в день восьмой сделали попразднство, ибо освящение жертвенника совершали семь дней и праздник семь дней.
— 2Пар.
Понятие имело большое значение для ранних христиан .
В христианстве при императоре Константине I были устроены восьмидневные празднования при освящении базилик в Иерусалиме и Тире . Это дало прецедент отмечания и других ежегодных литургических праздников октавами. Первыми такими праздниками стали в IV веке Пасха , Пятидесятница и, на Востоке — Богоявление ; позже к ним присоединяется Рождество .
На протяжении IV–VII веков октавы завершались послепразднством на 8-й день, в то время как литургия промежуточных дней развивалось слабо. Литургическая разработка октав Пасхи, Пятидесятницы, Рождества, Богоявления, а также Освящения храма относится к VIII веку . Начиная с VII века к последнему дню октавы начинают приурочивать праздники святых, старейшие примеры здесь — день свв. Петра и Павла, св. Лаврентия и св. Агнессы. Регулярная литургическая разработка всех дней между первым и восьмым начинается в XII веке . На протяжении средневековья установление октав для других праздников развивается на уровне отдельных конгрегаций и религиозных орденов .
Литургическая терминология Православной церкви не знает термина «октава». Вместо этого используется понятие попразднство , применимое (как и понятие предпразднство ), преимущественно к Великим праздникам — двунадесятым и Пасхе . Однако продолжительность попразднства не привязана к цифре 8 и может быть от 2 до 9 дней, а после Пасхи — 39 дней.
Предпразднство | Праздник | Дата | Попразднство |
---|---|---|---|
1 | Рождество Богородицы | 8 ( 21 ) сентября | 5 |
1 | Воздвижение | 14 ( 27 ) сентября | 8 |
1 | Введение | 21 ноября ( 4 декабря ) | 5 |
5 | Рождество Христово | 25 декабря ( 7 января ) | 7 |
4 | Крещение | 6 ( 19 ) января | 9 |
1 | Сретение | 2 ( 15 ) февраля | 8 |
1 | Благовещение | 25 марта ( 7 апреля ) | 2 |
0 | Вербное Воскресенье | воскресенье перед Пасхой | 0 |
0 | Пасха | Воскресенье по Пасхалии | 39 |
0 | Неделя о Фоме | 8-й день после Пасхи | 7 |
0 | [ Жён-Мироносиц ] | 15-й день после Пасхи | 7 |
0 | 22-й день после Пасхи | 3 | |
0 | Преполовение | 25-й день после Пасхи | 7 |
0 | 29-й день после Пасхи | 4 (1+3 ) | |
0 | 36-й день после Пасхи | 3 | |
0 | Вознесение | 40-й день после Пасхи | 9 |
0 | День Святой Троицы | 50-й день после Пасхи | 7 |
1 | Преображение | 6 ( 19 ) августа | 8 |
1 | Успение | 15 ( 28 ) августа | 9 |