Литургика
- 1 year ago
- 0
- 0
Виги́лия (от лат. vigilia , бдение) в Католической церкви — общественное богослужение установленного чинопоследования , устав которого изначально предполагал проведение от захода солнца до рассвета, требуя от всех его участников бодрствования (отсутствия сна). Вигилии обычно проводятся в канун праздников. Понятие «кануна» в определении вигилии означает, что служба должна начинаться вечером накануне праздника. Литургия вигилии может включать чтение и пение псалмов, молитв и гимнов, проповеди и чтения из Библии, из Святых отцов.
Вигилии практикуются также в англиканской , лютеранской и в методистской церквях .
Литургическая терминология Русской православной церкви , отражённая, в частности, в «Православной энциклопедии», не знает термина «вигилии» — здесь соответствующие богослужения Православных церквей принято назвать Всенощным бдением или Всенощной . Обратно, термин «Всенощная» не применяется в русской православной литературе ни к соответствующим чинопоследованиям католической и других неправославных христианских церквей, ни к службам и обрядам других религий и культов, предполагающих их совершение ночью. Со своей стороны, в западноевропейских языках для обозначения православного ночного богослужения — всенощного бдения — также имеется специальный термин англ. All-night vigil (ср. ).
В нестрогом, в том числе и во внецерковном словоупотреблении на русском языке и термин «вигилия», и термин «всенощное бдение» иногда используются в приблизительном значении — как обозначение аскетической практики отказа от сна в ночное время суток, — в том числе, и в смыслах, отвлечённых от богослужения.
Обычай начинать воскресное богослужение в субботу вечером сложился на заре христианства , что соответствовало ещё ветхозаветной традиции начинать день не в полночь, а ещё на закате солнца. По той же традиции и субботу, вплоть до IV века , продолжали почитать наравне с воскресеньем — даже «Апостольские постановления» ещё не делают особой разницы между этими двумя днями. В субботу, как и в воскресенье, служили Литургию, и потому суббота была, по существу, навечерием воскресенья. В отличие от иудеев , христиане в субботу работали, но на литургии вспоминали сошествие Христа во ад . Но уже в писаниях апостольских регулярно упоминаются всенощные моления: Лк. ; Лк. ; Мф. ; Деян. . О частых бдениях пишет апостол Павел : 2Кор. ; 2Кор. .
В те времена и Воскресная Утреня начиналась раньше обычного — не просто до рассвета, но такой глубокой ночью, что вполне могла быть названа бдением. Эту ночную службу монахи стали называть vigilia , используя старинный римский термин , обозначавший периоды ночного караула (от prima vigilia до quarta vigilia, от первой до четвёртой стражи.
В режиме вигилий в раннехристианские времена могли проходить не только воскресные или праздничные службы, но и службы заупокойные. В главе «Соборно-приходское западное богослужение VI—VIII веков» книги «Толковый Типикон» М. Скабалланович говорит об одной такой погребальной вигилии:
На состав ночной службы есть указание в актах галльского собора 499 г. против ариан в присутствии Гундобальда, царя бургундского . Когда епископы в день св. Юста совершали вигилию на его гробе, «случилось, что когда чтец ночью по обыкновению начал чтение Моисея… »
— Скабалланович М. Толковый Типикон.
Этот пример возвращает не только к этимологическим корням названия ещё одного, специального заупокойного чинопоследования, называемого панихидой — греч. παννυχίς буквально и означает «всенощная» — но и к исторической практике этого чина.
Наиболее продолжительное во всём литургическом году христианское Богослужение — Месса пасхальной ночи. Пасхальная Вигилия состоит из следующих частей:
В эту ночь взрослые оглашенные получают все три начальных таинства: Крещение, Миропомазание и Причастие. Освящается пасхальная крещальная вода, участники мессы отрекаются от сатаны и его дел, исповедуют веру Церкви .
В навечерие Рождества, вечером 24 декабря, фиолетовые параменты Адвента в храме меняются на белые; белую столу надевают и пасторы. Клирос украшается рождественской ёлкой. В отличие от обычных воскресных месс, в сочельник не совершают евхаристию, а значит нет исповеди и анафоры . Богослужение сводится к пению гимнов, хвалебных молитв ( Laudamus ), библейских чтений и проповеди. Вместо Апостольского Символа веры поют более пространный Никейский символ . Вместо апостольских посланий читается Ветхий Завет . В конце мессы пастор выносит импровизированные ясли с куклой, изображающей Младенца Иисуса .
С точки зрения православных литургиков, современная католическая Вигилия по своему храмовому употреблению соответствует, скорее, православному Сочельнику . Например, Вигилия Рождества Христова ( 24 декабря ) — это, собственно, Навечерие Рождества, венчающее 4 недели Адвента (то есть Рождественского поста) .
И в Православии и в Католицизме богослужение каждого воскресного дня до сих пор начинается в субботу вечером (поэтому в Бревиарии — две воскресные Вечерни ). Но в Православии эта — так называемая Великая Вечерня — переходит в Утреню + 1 й час (9 й час сохраняется в основном только в монастырях) и составляет Всенощную, которая в Католицизме уже фактически исчезает .