Interested Article - Избиение младенцев

«Избиение младенцев». Маттео ди Джованни , 1488. Музей Каподимонте

Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории , описанный в Евангелии от Матфея . Согласно мнению ряда учёных, распространённый мотив , встречающийся во многих культурах, в мифах о «чудесном ребёнке» и его спасении (см. Избиение младенцев (мотив) ).

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря ( 11 января ) , в католицизме 28 декабря .

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея.

Согласно евангельскому рассказу, волхвы , пришедшие поклониться новорождённому Иисусу , не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца .

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов .

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией ( Иер. ). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет , куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел .

Апокрифические истории

«Избиение младенцев» Фреска Джотто . Капелла Скровеньи . Около 1305 года

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: « Протоевангелие Иакова » и « Евангелие Псевдо-Матфея ».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, которое относят ко второй половине II века . Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея , в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой .

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном , и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их .

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии , который отказался сообщить о местонахождении своего сына.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Богословское толкование

«Избиение младенцев» ( Кодекс Гертруды , X век)

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии . По его мнению, это было совершено, «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут .

Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи.

Критики большого количества убитых младенцев обычно обращают внимание на то, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий . Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20 .

Иные ссылаются на приведённые Матфеем слова Иеремии , предполагая, что жертв было гораздо больше. Некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем из-за переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву .

Историчность

Предание об избиении младенцев отсутствует в античных нехристианских источниках. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия « Иудейские древности » — не содержит упоминаний о резне младенцев в Вифлееме. Царь Ирод Великий , который, согласно Евангелию, приказал убить младенцев, умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, 1 г. до н. э. ). Что согласуется с общепринятым воззрением на год Рождества — считается, что Иисус Христос родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э. [ источник не указан 1088 дней ]

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и ( англ. ) рассматривают предание как творческую агиографию . Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества . Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию , который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей . Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников .

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения Ветхого завета» . Стивен Харрис и Раймонд Браун аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии . Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев .

В искусстве

«Избиение младенцев» Гвидо Рени (1611—1612), Национальная пинакотека Болоньи

« Coventry Carol » — английская рождественская песня ( кэрол ) XVI века традиционно исполнялась как часть библейской мистерии. Песня составлена в виде колыбельной , которую поют матери обречённым детям.

В изобразительном искусстве

«Избиение младенцев» Даниэле да Вольтерра (1557), Уффици .

Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре , датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Эта мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона ( Джотто ), либо с трона, установленного на возвышении ( Маттео ди Джованни ).

Следуя апокрифическому рассказу, в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета , убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Могут присутствовать также изображения ангелов с пальмовыми ветвями ( Гвидо Рени ), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

А Брейгель Старший на своей картине (1566) перенёс сюжет из Вифлеема в зимнюю голландскую деревню.

Идиома

В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к беззащитным людям. В ироническом же смысле (характе́рном для современного, постмодернистского обще(ственно)го контекста — см., например, описание концепции постмодерн(изм)а в трактовке У. Эко ) данное словосочетание может употребляться для описания очень легко доставшейся победы над кем- или чем-либо; при этом, в том же контексте, вполне возможно и двух- или даже более — (много)слойное смыслообразование в употреблении фразы — наподобие того, что случилось, в итоге, с задачей истребления всех младенцев города в описываемом эпизоде, и была ли цель достигнута.

Комментарии

  1. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян» . Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова.

Примечания

  1. от 16 сентября 2008 на Wayback Machine . pravoslavie.ru.
  2. от 6 марта 2016 на Wayback Machine . РИА Новости, 28.12.2009.
  3. Иосиф Флавий. Иудейские древности . XVII, 8.
  4. Мф.
  5. . Дата обращения: 15 октября 2008. 12 декабря 2008 года.
  6. от 10 апреля 2008 на Wayback Machine
  7. Алворд Б. от 18 декабря 2014 на Wayback Machine .
  8. Иер.
  9. Баркли У. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine .
  10. Geza Vermes, The Nativity: History and Legend , London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus , Penguin, 1993, p. 85
  11. Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II , Mercer University Press (1998), p. 172—175
  12. Robert Eisenman, James The Brother of Jesus , 1997, I.3 "Romans, Herodians and Jewish sects, " p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus , 1993, p. 87-88
  13. Josephus, Antiquities of the Jews .
  14. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972.
  15. Stephen L. Harris, Understanding the Bible , 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274
  16. Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah , pp. 104—121.

Литература

Ссылки

  • [www.calend.ru/holidays/0/0/1373/ День святых Невинных Младенцев Вифлеемских]
  • (англ.)
Источник —

Same as Избиение младенцев