Interested Article - Два свидетеля

Два свидетеля, иллюстрация из Бамбергского апокалипсиса , иллюминированной рукописи XI века

Два свидетеля ( др.-греч. δύο μαρτύρων , лат. duo martyron ) — персонажи Откровения Иоанна Богослова , пророки , появляющиеся в 3—11 стихах 11 главы книги . По хронологии Откровения, свидетели появляются между звучанием 6-й и 7-й . Их пророческая деятельность продолжается 1260 дней и завершается гибелью от Зверя из бездны . Толкованиям эпизода с двумя свидетелями посвящена обширная экзегетическая литература. Многочисленность интерпретаций эпизода с двумя свидетелями делает его одним из самых обсуждаемых в Откровении и по мнению современного протестантского богослова , одним из важнейших. Согласно распространённым трактовкам, свидетели символизируют Еноха и Илию или Моисея и Илию.

События в Откровении

Два свидетеля появляются в начале 11 главы, после открытия ( — ), между звучанием 6-й и 7-й ( — ). Нередко события глав 10 и 11, относящихся к одному периоду по внутренней хронологии Откровения, рассматриваются совместно, как продолжительная интерлюдия в линейной последовательности событий. Они начинаются с появления « ангела сильного» в начале главы 10 перед протагонистом Откровения с книжкой, которую приказывает съесть и идти пророчествовать. Затем следует изменение храма, внешний двор которого отдан язычникам ( , ), и появление свидетелей. Устанавливается, что их пророчествование «во вретище» будет длиться 1260 дней ( ). Пророки описываются как «две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» ( ). По завершении указанного срока они будут убиты «Зверем из бездны», а их тела будут оставлены лежать на улице «великого города, который духовно называется Содом и Египет» три с половиной дня ( ). Далее они будут оживлены Богом и вознесены на небо посреди всеобщего ужаса, смерти и разрушения( ). Авторское замечание, что таким образом «второе горе прошло» ( ), отсылает к событиям, произошедшим после того, как вострубил пятый ангел ( ). Наконец, звучание 7-й трубы возвещает наступление последнего периода испытаний перед Вторым пришествием Иисуса Христа и установлением его Царствия ( ) .

Методы толкования

Буквальные интерпретации

Крайне дискуссионным является вопрос идентификации свидетелей. В предположении, что речь идёт о каких-либо известных из Библии , экзегеты обращали внимание на то, что уподобление пророков светильникам несколько раз встречается в текстах обоих Заветов, например, Илия в Сир. и Иоанн Креститель в . Ипполит Римский , Тертуллиан и почти все последующие Отцы Церкви полагали, что свидетелями являются ветхозаветный патриарх Енох и Илия. Согласно Тертуллиану, они были сохранены до битвы с Антихристом во время последних дней, когда усмирили Зверя кровью своего мученичества. Существенным обстоятельством для Тертуллиана и последующих экзегетов стала смертность двух праведников. Ипполит в своём утраченном толковании поместил проявление Еноха и Илии в первую часть отмеренных в Книге пророка Даниила 70 недель конца света .

Самый ранний полностью сохранившийся комментарий на Откровение принадлежит Викторину Петавскому (ум. 304). В нём впервые в качестве метода анализа была применена « (повторения)», то есть подход, согласно которому описываемые в тексте события не происходят хронологически одно за другим, а каждый из последовательно описываемых рядов событий (семь печатей, семь труб, ), а является различным изложением одних и тех же явлений . С учётом возможных библейских параллелей и признавая существование других мнений, Викторин склоняется к мнению, что вторым свидетелем должен быть пророк Иеремия , который в Ветхом Завете не выполнил до конца свою миссию «пророка для народов» ( ) . Среди других точек зрения — первые епископ Иерусалимский Иаков и апостол Иоанн ( Бэкон ), какие-то два христианских мученика времён императора Тита ( ), апостолы Пётр и Павел ( , ) . Идея о том, что перед концом времён вернётся пророк Илия, чьё имя связывалось с борьбой против культа Баала , основывается на иудейских апокалиптических представлениях. От него ожидалось очищение священничества, восстановление Израиля и подготовка ко всеобщему восстановлению . В синоптических Евангелиях с Илиёй сравнивали Иоанна Крестителя и самого Христа . Моисей в качестве кандидатуры на роль коллеги Илии предлагался исходя из его появления во время Преображения Господня , Енох поскольку был взят на небеса за свою святость. О взаимосвязи между Енохом и Илиёй говорится также в апокрифическом Евангелии от Никодима , где они оба в Раю ожидают пришествия Антихриста .

Символические интерпретации

Многие богословы придерживаются символических интерпретаций, что тесно коррелирует с их буквальной или символической трактовкой природы Зверя из бездны, понимаемого индивидуально или как собирательный образ зла. Для донатистского епископа Тихония (умер до 400), таковым являлась признанная Римской империей официальная Церковь, а два свидетеля в таком случае символизируют два Завета. Появляющаяся в следующей главе Жена, облечённая в солнце представляет у Тихония дуализм другого рода — между истинно и фальшиво верующими в Христа, церковью донатистов и кафолических « предателей » . Последователи Тихония, начиная с Иеронима Стридонского и Августина , отказались от привязки к текущим событиям и толковали Откровение в абстрактном и аллегорическом смысле . Считая подход Викторина слишком буквальным и носящим « хилиастический характер», Иероним в своём исправленном толковании предложил считать, что Енох и Илия, взятые на небеса, по-прежнему продолжают существовать, и что Илия вернётся в образе Иоанна Крестителя . Существенным здесь оказывается то, что они не умирали и, видимо, не несут на себе печать греха Адама . Августин отверг радикальные эсхатологические трактовки Откровения и полагал, что в нём даётся лишь общее представление о грядущих событиях, а «тысячелетие» символизирует всю христианскую эру, в продолжение которой церковь постоянно осаждена Дьяволом . Отталкиваясь от дуалистических идей Тихония, он развил учение о « двух градах », земном и небесном. К высказанным ранее соображениям, гиппонский епископ добавил несколько новых. Он ввёл в оборот эсхатологической экзегетики Книгу Малахии ( , ), где говорится о возвращении Илии перед Страшным судом. В августинианской концепции времени возвращение Илии занимает значимое место, но оно не связано явно с возрастанием зла перед концом света. Ученик Августина, карфагенский епископ Кводвультдеус , рассматривал Еноха и Илию в одном ряду с выступившими против фараона Моисея и Аарона и апостолов Петра и Павла, противостоявших императору Нерону , воспринимавшемуся первыми христианами как Антихриста, и чьего возвращения ( Nero revivivus ) Викторин и Августин ожидали в конце времён .

В восточной части Римской империи, а затем в Византии , отношение к Откровению было достаточно осторожным. Возможно, его каноничность отрицала раннехристианская секта алогов . По словам известного ересиографа Епифания Кипрского , они считали символизм книги «грубым» и «не поучительным» . Отец церковной истории Евсевий Кесарийский в начале IV века сомневался в его подлинности, а епископ Кирилл Иерусалимский не включил в свой перечень канонических книг Библии. Отсутствует оно и списках и Григория Назианзина , Апостольских правилах и сирийской Пешитте . В результате, значительных толкований Откровения на Востоке было создано не так много. Начиная с Оригена там преобладало символическое понимание текста . Грекоязычные экзегеты ( Икумений Триккский , Андрей Кесарийский , Арефа Кесарийский ) избегают упоминания о тысячелетнем царстве Бога на земле, в центре их внимания христологические и нравственные вопросы .

По мнению Г. Осборна, многообещающим является отождествление свидетелей с Моисеем и Илией, фигурами, олицетворяющими ветхозаветные Закон и пророчества . Символические интерпретации основываются на сомнении некоторых исследователей в том, что какая-либо нация или сила может объявить войну двум частным лицам, основываясь на , где говорится, что Зверь «сразится с ними» («shall make war against them» в Библии короля Якова ) . Также принималось во внимание эсхатологическое предсказание Иоиля , согласно которому в конце времён пророческой силой будет наделена вся община преданных Богу ( Иоил. ), что также подтверждалось в « Деяниях » ( ). Техасский библеист утверждает, что в данном случае речь идёт о целом сообществе верующих, обладающем пророческой силой и приводит шесть аргументов в пользу того, чтобы отождествить свидетелей с Церковью . То, что свидетелей именно два, может указывать на требования ветхозаветного закона о достаточном свидетельствовании ( Чис. , Втор. , Втор. ). Те же принципы были приняты и в Новом Завете ( Ин. , 1Кор. и др.). Правовые коннотации имеет и употребляемое здесь греческое слово др.-греч. μαρτυρία . В предположении толкования свидетелей как церквей, два светильника 11-й главы противопоставляются 7 светильникам 2-й и 3-й глав и могут указывать на то, что не все церкви сохранят свою веру .

Описание избранников как двух маслин и двух светильников отсылает к видению из 4-й главы Книги пророка Захарии . В контексте пророчества Захарии светильники символизируют Второй Храм , а оливы — двух праведников( ), в данном случае Зоровавеля и первосвященника . В целом, пророчества Захарии указывают на гарантированную Богом неизбежность завершения постройки храма, несмотря на препятствия со стороны язычников. Таким образом, можно объяснить указания на «попирание святого города» язычниками в первых стихах 11-й главы Откровения .

Частные вопросы

1260 дней

Содом и Египет

В одном из ранних произведений, на основании того, что Христос был отвергнут иудеями, Иероним Стридонский доказывал, что Иерусалим утратил свой священный статус и может быть «Содомом и Египтом» пророчества. Позднее Иероним пришёл к выводу, что тем городом является весь мир

Связь с апокалиптической литературой

Несмотря на то, что некоторые параллели могут быть обнаружены в иудейской литературе, история о появлении двух пророков перед Страшным судом достаточно уникальна. Многими исследователей высказывается мнение, что обширная раннехристианская и средневековая апокалиптическая литература о мученичестве Еноха и пророка Илии восходит к 11-й главе Откровения . С другой стороны, как отмечает английский библеист Ричард Бокэм , отсутствие явных подтверждений именно такой интерпретации указывает на возможность существования независимой иудейской традиции. Если у ранних авторов ( Лактанций , Коммодиан ) связь с сюжетом Откровения прослеживается явно, то начиная с Ефрема Сирина (IV век) сходство постепенно теряется .

В своей классической работе немецкий историк христианства Вильгельма Буссе «Der Antichrist» (1895), суммировав указания раннехристианской и средневековой апокалиптической литературы, пришёл к выводу, что позднейшая традиция практически единогласно отождествляет пророков пришествия Антихриста с Енохом и Илией, тогда как в Откровении автор имел в виду, скорее всего, Моисея и Илию. Буссе указывает на ряд расхождений между текстом Откровения и более поздними сюжетами: у Иоанна зверь появляется из бездны после того, как пророки завершили свою деятельность, тогда как в традиции порядок обратный; в Откровении пророки обладают силой насылать бедствия, тогда как позднейшие авторы полагают кары идущим от Бога наказанием за отпадение человечества к Антихристу. Более того, в Откровении нет явного противопоставления свидетелей Антихристу и направления верующих на борьбу с ним. История о воскресении пророков через три дня встречается только у некоторых позднейших авторов, сирийском Апокалипсисе Петра (II век), в приписываемом Беде пророчестве и у , но её изложение уникально у Иоанна . В эфиопской версии Апокалипсиса Петра о мученичестве Еноха и Илии не сообщается, но они появляются в конце времён чтобы помочь в борьбе с лже-Христом. В коптском оба они оказываются убиты « », но возвращаются с Господом в день Страшного суда и побеждают Антихриста. С учётом анализа известной традиции, исследователями либо принимается, либо отвергается связь с иудейскими первоисточниками эпизода о двух свидетелях, в зависимости от того, какие его особенности выделяются как уникальные .

Примечания

  1. , p. 2.
  2. , p. 6.
  3. , pp. 10—11.
  4. , p. 11.
  5. , с. xvii.
  6. , p. 11.
  7. .
  8. , pp. 572—573.
  9. , p. 417.
  10. , p. 21.
  11. , p. 9.
  12. , с. xvii—xviii.
  13. , p. 13.
  14. , pp. 13—14.
  15. , pp. 14—15.
  16. , с. xi.
  17. , с. xiv.
  18. , с. xxiv—xxv.
  19. , p. 418.
  20. , p. 382.
  21. , pp. 574—575.
  22. , p. 575.
  23. , pp. 577—578.
  24. , p. 13.
  25. , pp. 450—451.
  26. , p. 452.
  27. , pp. 208—209.
  28. , p. 10.

Литература

на английском языке
  • Bauckham R. // Journal of Biblical Literature. — 1976. — Vol. 95, № 3 . — P. 447—458.
  • Beale G. K. The Book of Revelation. A Commentary on the Greek Text. — The Paternoster Press, 1999. — 1245 p. — ISBN 0-8028-2174-X .
  • Bousset W. . — London, 1896. — 307 p.
  • . . — Edinburgh, 1913. — 199 p.
  • Considine J. S. // The Catholic Biblical Quarterly. — 1946. — Vol. 8, № 4 . — P. 377—392.
  • Osborne G. R. . — Baker Books, 2002. — 869 p. — (Baker Exegetical Commentary on the New Testament). — ISBN 9781441200969 .
  • Petersen R. L. Preaching in the Last Days. The Theme of 'Two Witnesses' in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. — Oxford University Press, 1993. — 318 p. — ISBN 0-19-507374-6 .
  • Siew A. K. W. . — T&T Clarck, 2005. — 330 p. — ISBN 0-567-03021-0 .
на русском языке
  • Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I—VIII веков / Редактор тома В. С. Вайнрих. — Герменевтика, 2009. — Т. XII Книга Откровения Иоанна Богослова. — 512 с. — ISBN 978-5-901494-13-4 .
Источник —

Same as Два свидетеля