Стевен, Христиан Христианович
- 1 year ago
- 0
- 0
Гонения на христиан при Деции — гонение на христиан в Римской империи предпринятое при императоре Деции Траяне в 250 году.
Контроль над религиозной жизнью общества стал одним из важнейших направлений внутренней политики Деция. В древнеримском религиозном сознании важное место занимало представление о «pax deorum» — божьем мире: римляне почитали богов согласно традиционным ритуалам, принося им жертвоприношения, а боги, в свою очередь, не только охраняли Рим , но и гарантировали ему власть над всем миром. Нарушение pax deorum , то есть пренебрежение богами, якобы влекло за собой катастрофические последствия . Поэтому Деций решил восстановить почитание традиционных богов и возродить древние культы. Так многие надписи этого периода называют императора «восстановителем святынь» . В некоторых случаях, как это было в этрусском городе Козе, это почётное звание подразумевало, что Деций провёл реконструкцию храмов. В других случаях оно означало, что по его приказу были построены новые святилища. Например, по велению Деция жители Аквилеи отреставрировали статую Нептуна . Кроме того, император подчёркивал необходимость почитания именно отеческих богов — так, в послании к жителям Афродисиаса он просил отметить молитвами и жертвоприношениями его правление ради « богини », в честь которой был назван город .
Другим нарушением «pax deorum» было пренебрежение традиционными жертвоприношениями — вплоть до полного отказа от них. Начали появляться язычники, не совершавшие жертвоприношений. Наибольшую опасность для «pax deorum» представляли христиане , общины которых распространились почти по всей империи, а Церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться богам римского пантеона. С точки зрения римских консерваторов, к которым относился и сам император, это следовало немедленно прекратить . По всей видимости, была и ещё одна важная причина обращения Деция к восстановлению «божьего мира»: политика веротерпимости предшественника Деция Филиппа Араба , по мнению императора, могла оскорбить богов. Установление «pax deorum» отвечало интересам довольно широких кругов римского общества, особенно сенаторской знати — консервативные предпочтения всегда были достаточно сильными .
Есть несколько точек зрения относительно истинных причин антихристианской религиозной кампании Деция. По мнению Евсевия Кесарийского , император начал гонения из-за ненависти к своему предшественнику на троне Филиппу , который якобы был тайным христианином . По сообщению Иоанна Зонары , императора подстрекал к гонениям Валериан . Известно, что Деций не ставил своей целью ни уничтожение христианства как религии, ни Церкви как организации. Многим арестованным христианам даже разрешалось принимать единоверцев, в том числе пресвитеров, или вести переписку. В отличие от поздних императоров, Деций не требовал выдавать священные книги .
Не позже января 250 года (скорее всего, ещё в конце предыдущего года) Деций издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ ( лат. libellus ), удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь . Оригинальный указ Деция утерян, но в распоряжении историков есть свидетельства Евсевия Кесарийского и Лактанция , сохранившиеся до нашего времени, а папирологисты обнаружили ряд «libelli» . Из «libelli» удалось многое узнать о природе указа, что дало историкам возможность представить цель Деция . Вот пример либелла :
«Комиссариям, призванным к наблюдению за (правильностью) принесения жертв. От Аврелия Асесиса, сына Серена, из деревни Феадельфии что в Египте. Я всегда и беспрестанно приносил жертвы богам, и ныне в присутствии вашем в соответствии с буквой указа совершил возлияние, и принес жертву и отведал часть от жертвенного (животного), что прошу вас ныне засвидетельствовать. Прощайте. Я, Асесис, 32 лет от роду, раненый…»
До открытия «libelli» предполагалось, что указ применялся только к христианам или, возможно, людям, подозреваемым в приверженности к христианству . В результате исследования было выяснено, что слово «христианин» не появляется ни в одном из известных «libelli» , равно как и имя императора . Последнее указывает, что жертвы и молитвы не следует рассматривать как возношение непосредственно в его пользу . Кроме того, в «libelli» ни разу не было упомянуто конкретное божество. Таким образом, вероятнее всего, Деций просил что-то сродни римскому «supplicatio», где молитвы и жертвы предлагались от имени всех богов, имевших свои храмы в столице . Тексты «libelli», по-видимому, были основаны на стереотипных формулировках . Они, по существу являются ходатайствами, которые утверждаются подписью и датой . Если лицо, получавшее «libellus», было неграмотным, документ заверялся писцом или, возможно, членом комиссии . Так как Римская империя была крупным государством, условия выполнения приказа были разными . Возможно, составлялись списки лиц, которые должны были в определённый день принести жертвы во избежание длинных очередей .
Сразу же после издания эдикта началось первое крупное гонение на христиан. Оно оказалось для последних полной неожиданностью . Пострадали не только христиане, приговорённые к тюремному заключению, но и многие другие из их числа, которые покинули свои дома и стали жертвами бандитов, голода или варваров . Во время гонений погиб римский папа Фабиан , а некоторые епископы, например, Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский , бежали и руководили христианами из укрытий . Ещё одной проблемой для Церкви стало большое количество христиан, которые либо выполнили указ, либо получили «libellus» при помощи взяток, но потом раскаялись . Эта ситуация привела к расколу в Церкви — представители партии во главе с религиозным лидером Новацианом утверждали, что поклонение идолам было непростительным грехом и что Церковь не имеет права на повторное обращение в христианство людей, один раз отказавшихся от него . Положение дел осложнилось ещё сильнее, когда Новациан провозгласил себя Папой, противостоя официальному Папе Корнелию , преемнику Фабиана. Новациан был объявлен еретиком, но его учение продолжало существовать вплоть до VII века . Неизвестно точно, когда действия против христиан закончились. Пик репрессий, по всей видимости, пришелся на июнь-июль 250 года . Скорее всего, Деций прекратил гонения, потому что столкнулся с серьёзными проблемами в балканских провинциях . Неизвестно, распространялся ли указ Деция на иудеев и манихеев .
Известными мученики времён правления Деция Траяна стали епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, епископ Евдемон, Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский , епископ Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, Парамон Вифинский с 370 мучениками, Максим из Малой Азии , Агата , и многие другие [ неавторитетный источник ] .