Interested Article - Геласий I
- 2020-02-25
- 1
Гела́сий I ( лат. Gelasius PP. I ; ? — 19 ноября 496 ) — Папа Римский с 1 марта 492 года по 19 ноября 496 года .
Биография
Геласий, как он сам писал в письме к императору Анастасию I , был Romanus Natus — «урожденный римлянин». Тем не менее, Liber Pontificalis сообщает, что он был natione Afer (африканец) и поэтому имел «цветную кожу» (смуглую). Afer , однако, означало уроженцев провинции Африка , а не Африки как таковой. Папа Геласий был родом из Кабилии ( Алжир ), населённой берберами , чья кожа не была смуглой.
Перед своим избранием папой римским Геласий был близким советником папы Феликса III, в частности, участвовал в подготовке документов Церкви. Поэтому его избрание 1 марта 492 года было проявлением преемственности.
Известен тем, что утвердил окончательную редакцию свода Нового Завета в 493 году.
Акакианская схизма и примат Святого Престола
После своего избрания на папский престол Геласий сразу же показал силу своего характера в споре с последователями Патриарха Константинопольского Акакия . Несмотря на все усилия нового патриарха и угрозы императора Анастасия I, которые пытались получить независимость от Апостольского Престола, Геласий отказывался предоставлять даже малейшие привилегии и восточной церкви. Раскол был связан с поддержкой Анастасием I монофизитов ), чье учение папа воспринимал как ересь.
В книге De duabus in Christo naturis («О двойственной природе Христа») Геласий увлеченно критиковал монофизитство. Кроме того, он попытался вернуть себе контроль над Александрийским и Антиохийским патриархатами , но время его понтификата оказалось слишком коротким для достижения этой цели. Раскол между Римом и Константинополем продолжался до понтификата папы Гормизда ( 514 — 523 ).
Вопрос разделения властей
Геласий следовал римской традиции, по которой власть церкви была auctoritas — законодательной, а власть императора — potestas — исполнительной. В римском праве auctoritas превосходил potestas . Однако в тогдашних реалиях Геласий признавал политическое верховенство короля-арианина Теодориха . В послании к Анастасию он указывал, что в мире есть две власти: светская и духовная. В религиозных вопросах правители должны слушаться епископов, а в светских делах епископы должны подчиняться правителям . Теория Геласия была возрождена в радикально новой форме папой Григорием VII , который не только отрицал разделение церкви и государства, но и провозглашал господство церкви над светской властью.
Подавление языческих обрядов и ересей
Геласий активно боролся с ересями и пережитками язычества. В борьбе с празднованием римлянами луперкалий папе удалось убедить Римский Сенат прекратить празднование этого праздника. Вместо него церковь предложила праздновать 2 февраля Сретенье .
Чтобы разоблачить манихеев , чьи убеждения набирали популярность в Риме, Геласий прибег к хитрости: он провозгласил, что отныне следует причащаться «в двух формах» — вином и хлебом. Поскольку манихеи считали вино греховным, они отказывались от причастия и легко определялись среди верующих. Позже, когда с манихеями в Риме было покончено, папа разрешил вернуться к прежнему обряду причащения только хлебом.
Смерть
Смерть Геласия 19 ноября 496 года завершила его короткое, но динамичное правление. В дополнение к его непримиримости в борьбе против императоров и еретиков, однако, он был известен добротой и милосердием к нуждающимся. Согласно Liber Pontificalis , Геласий спас Рим от голода. Исторических доказательств этому нет. Вероятно, в период голода папа раздавал бедным хлеб из церковных кладовых. Он также серьезно повлиял на развитие политики церкви, литургии и церковной дисциплины.
Геласий был похоронен в притворе собора Святого Петра .
Работы
Геласий был плодовитым писателем, образцом латинского слога раннего Средневековья. Его перу принадлежит не менее шести трактатов, в частности, . В своих посланиях Геласий писал и о таинстве причащения :
В одном из посланий он советует причащать детей, в другом же заявляет, что в таинстве евхаристии остается «субстанция и природа хлеба и вина», а сами святые дары называет «образом и подобием тела и крови Христа».
— Ковальский Я. Папы и папство. Период III. В орбите ранневизантийской империи.
На основании этих высказываний протестантские теологи позднее будут отрицать превращение хлеба и вина в кровь и тело Христа .
Знаменитое богословское сочинение VI века Decretum Gelasianum не принадлежит перу Геласию, а лишь приписано ему.
Ссылки
Примечания
- ↑ Ковальский Я. Период III. В орбите ранневизантийской империи // Папы и папство.
Литература
- // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 544-545. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Ковальский Я. Период III. В орбите ранневизантийской империи // Папы и папство.
- Catholic Encyclopedia, Volume VI. New York 1909, Robert Appleton Company.
- Claudio Rendina, I papi, Roma, Ed. Newton Compton, 1990.
- 2020-02-25
- 1