Interested Article - Монофелитство
- 2021-03-27
- 1
Монофели́тство ( греч. μονοθελητισμός , от греч. μόνος — один, единственный + θέλημα — воля ) — христологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа . Согласно монофелитству, во Христе две природы, но одна воля ― божественная . Монофелиты приписывали волю не природе, а лицу Иисуса Христа . От монофелитов следует отличать представителей умеренного монофизитства , представленных Древневосточными православными церквями , которые исповедуют одну волю Иисуса Христа, приписывая её единой природе Иисуса Христа, состоящей из божественной и человеческой природ .
Учение о единоволии Иисуса Христа монофелиты обосновывали тем, что если у Христа две воли, то они должны быть противоположно направлены, что приводит к разделению Иисуса Христа . В то же время православные христиане утверждают, что воля есть атрибут природы, а не лица, и человеческая воля Иисуса Христа свободно подчиняется воле божественной, но не уничтожается ею .
Доктрина монофелитства была сформулирована в VII веке патриархом Константинопольским Сергием с подачи римского папы Гонория , вследствие поиска византийским императором Ираклием в Византии церковного единства между диофизитами (халкидонитами и несторианами), исповедующих два естества Иисуса Христа (божественное и человеческое) и нехалкидонитами ( монофизитами ), исповедующих одну природу Иисуса Христа .
На основании формулы одна богомужная действенность императору Ираклию с помощью Александрийского патриарха Кира удалось устроить унию между значительной частью египетских монофизитов с диофизитами . С принятием диофелитского учения о двух волях Иисуса Христа на VI Вселенском соборе монофелитство было объявлено ересью .
История монофелитства
Происхождение монофелитства
Во II—IV веках о двух волях Иисуса Христа (божественной и человеческой) упоминали Марий Викторин , святитель Амвросий Медиоланский , блаженный Августин . Также призванный объяснить исповедание двух природ во Христе томос папы Льва I гласил: «Каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти» .
Создание монофелитства через доктринальное обоснование моноэнергизма (одной энергии или одного действия в Иисусе Христе) возводится к деятельности в первой половине VII века Константинопольского патриарха Сергия I , искавшего пути к компромиссу с монофизитами для объединения их с Православной церковью . Идея единства Церкви поддерживалась императором Ираклием , желавшим на основе религиозного единства подданных укрепить политическое единство империи .
В 633 году на соборе в Александрии усилиями патриарха Александрийского Кира была заключена уния с египетскими монофизитами. В основу соглашения легли 9 пунктов, важнейший из которых гласил: «тот же самый единый Христос и Сын единым богомужным действием производил и богоприличные и человеческие действия» . Собор был завершен торжественной литургией и общим причастием . Противником этого решения был патриарх Иерусалимский Софроний , который писал: «Он (Иисус Христос) познается нераздельно в двух природах и действует натурально по двум Своим естествам» .
Поскольку моноэнергизм, как доктрина противоречившая учению папы Льва вызывала возражения, римский папа Гонорий I , будучи сам сторонником единства, предложил патриарху Сергию не затрагивать вопрос действий вообще, но строить объединительное исповедание на основе единства воли Христа. В своем послании патриарху, он писал: «Единую волю исповедуем Господа Иисуса Христа» . Учение о единоволии Богочеловека не затрагивало ничьих воззрений, поскольку догматизированного учения о воле еще не существовало и о воле ничего не говорилось не только в халкидонском оросе IV Вселенского собора , но и в томосе папы Льва. Так, отказавшись от объединения Церкви на основании единого исповедания моноэнергизма, патриарх Сергий и папа Гонорий призвали церковь к объединению на основании исповедания монофелитства, то есть одной воли Иисуса Христа .
Эктесис
Пока был жив патриарх Иерусалимский Софроний, его протест против монофелитства не позволял Константинопольскому патриарху Сергию воспользоваться достигнутым согласием с римским папой Гонорием. Только после смерти Софрония в 638 году император Ираклий одобрил издание Сергием «Эктесиса» (Изложения веры), которое гласило: « Совершенно нечестиво признавать во Христе двух противоположно хотящих. Если Несторий не осмеливался говорить о двух хотениях, а напротив, указывал на тождество воли, то каким образом возможно для православных признавать во Христе две воли? Нужно строго держаться церковного учения и признавать во Христе воплотившемся только единую волю » .
Следующим Константинопольским патриархом после патриарха Сергия стал Пирр , который признал Эктесис, как и Александрийский патриарх Кир . Однако в Риме встретили это исповедание с протестом. В 641 году папа Иоанн IV созвал собор, на котором было решено послать в Константинополь послание, в котором говорилось, что не нужно ссылаться на авторитет папы Гонория, и настаивалось на уничтожении Эктесиса. Папа Феодор , преемник Иоанна IV, также требовал от Константинопольского патриарха Павла , преемника Пирра, уничтожения Эктесиса. Однако новый византийский император Констант , внук Ираклия, придерживался монофелитства, что породило длительное противоборство между Римом и Константинополем. Папа Феодор объявил патриарха Павла низложенным .
В 643 году на Востоке состоялся собор из некоторых епископов, принявших сторону Рима о двух волях Иисуса Христа. Самым сильным противником монофелитства являлся Максим Исповедник , который был центральной личностью в истории вопроса о волях в Иисусе Христе .
Императорский Типос
Константинопольский патриарх Павел , преемник Пирра, видя, что прямая проповедь об одной энергии и об одной воли Иисуса Христа производит смуты, посоветовал императору Константу издать декрет (а не соборное постановление, каковым был «Эктесис») с приказом прекратить спор об этих выражениях, что и было сделано в 648 году в декрете под название «Типос». В Типосе предписывалось «ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях». Приказывалось, чтобы во имя мира в Церкви «документы, трактующие этот вопрос и с давнего времени вывешенные в притворе великой церкви (разумеется, Эктесис), были убраны». За неповиновение, кроме наказаний церковных, налагались и наказания от императора: лишение должностей и имущества, а для низших – избиение и ссылка. Однако эта мера не имела успеха, несмотря на действительное применение репрессивных мер императором Константом .
Латеранский собор и его последствия
В 649 году монофелитство было осуждено как ересь папой Мартином I на Латеранском соборе в Риме. Типос был отвергнут. На соборе было принято определение: «исповедуем как два неслиянные естества одного и Того же, так и две естественные воли божества и человечества, в полное удостоверение, что один и тот же Господь желает и соделывает божески и человечески спасение наше». В 20 канонах собора были изложены анафематизмы на монофелитское учение и его руководителей. За это папа Мартин был арестован императорским посланником и отправлен в Константинополь, где был посажен в тюрьму. На суде, который состоялся через три месяца, он был обвинён в политической измене и сослан императором Константом в Херсонес Таврический , где и скончался. Затем был арестован и отправлен в Константинополь Максим Исповедник при Константинопольском патриархе Петре , стороннике монофелитства. Он также был обвинен в политическом преступлении и отправлен в ссылку. В Константинополе был составлен собор, который предал Максима Исповедника анафеме вместе с патриархом Софронием и папой Мартином. В 662 году Максим Исповедник скончался в ссылке .
Шестой Вселенский собор
Ситуация кардинально поменялась с приходом к власти в 668 году византийского императора Константина Погоната , который желал мира в Церкви. Он предложил собрать конференцию для мирного обсуждения спорных догматических вопросов. Однако, сверх ожиданий императора, в Константинополе состоялся собор (впоследствии названным Шестым Вселенским), проходивший с 7 ноября 680 по 16 сентября 681 года. На соборе, кроме константинопольских епископов, присутствовали римские делегаты, представители Александрийской и Иерусалимской церквей .
Главными защитниками монофелитства на соборе являлись Макарий Антиохийский и его ученик монах Стефан, их поддерживали Петр Никомидийский и Соломон Кланейский из Галатии. Православные епископы собора не могли признать, как утверждал Макарий, что предыдущие Вселенские соборы учили о едином действовании и единой воле Иисуса Христа. Тогда Константинопольский патриарх Георгий заявил о своём согласии с диофизитским учением о двух волях Иисуса Христа, а Макарий Антиохийский был низложен. Петр Никомидийский и Соломон Кланейский подали православные изложения. Сторонники монофелитства патриархи Константинопольские Сергий, Пирр, Павел и Петр, а также Феодор Фаранский, патриарх Александрийский Кир и римский папа Гонорий были преданы анафеме посмертно .
Отцы собора изложили православное учение о двух волях и двух действиях во Христе таким образом ( Догмат ста семидесяти святых Отцов Шестого Вселенского собора) :
Проповедуем, также, по учению святых отцов, что в Нём и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположны (одно другому), как говорили нечестивые еретики, но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует или подчиняется Его божественному и всемощному хотению.
Монофелитство после собора не имело видных и решительных защитников. Только в период правления императора Филиппика ( 711 — 713 ) монофелитство было восстановлено на соборе 712 года , созванный при Константинопольском патриархе Иоанне VI . После убийства императора решение собора было признано принятым как икономическая уступка императору, а патриарх Герман I в 715 году торжественно анафемствовал монофелитов .
Монофелитское учение приняла секта маронитов , однако в XII они заключили унию с Римско-католической церковью, отказавшись от монофелитства .
Армянская апостольская церковь
По мнению А. В. Карташёва , именно монофелитство Византии отпугнуло Армянскую апостольскую церковь от православия .
В XII веке с целью церковного примирения православных с армянами, армянский католикос Нерсес Шнорали в адресованном императору Византии Мануилу Комнину «Изложении веры Армянской Церкви» писал:
О воле разумеем мы не так, что Божественная воля во Христе противостояла воле человеческой или человеческая — Божией, но — что у единого Существа, двояким соделавшегося, воля была в разные времена иная: иногда Божественная, когда хотел Он явить силу Божественную, иногда человеческая, когда хотел показать смирение человеческое.
Однако объединения Православной Церкви с Армянской не произошло .
См. также
Примечания
- Дата обращения: 19 января 2020. 28 января 2021 года.
- ↑ // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие ». — С. 293-319. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3 .
- ↑ Давыденков О. В. от 12 октября 2022 на Wayback Machine
- Дата обращения: 12 октября 2022. 11 октября 2022 года.
- Протоирей Валентин Асмус. . от 28 апреля 2017 на Wayback Machine
- А. Дворкин. // Альфа и Омега : журнал. — 1997. — № 2 . — С. 13 . 10 июня 2013 года.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Дата обращения: 16 октября 2020. 21 октября 2020 года.
- Сидоров А. И. . от 18 ноября 2021 на Wayback Machine
- Дата обращения: 19 января 2020. 11 ноября 2016 года.
- Болотов В. В. . от 13 октября 2020 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 19 января 2020. 11 ноября 2016 года.
- ↑ Болотов В. В. . от 17 октября 2020 на Wayback Machine
- Дата обращения: 13 октября 2021. 24 октября 2021 года.
- . Дата обращения: 13 октября 2021. 24 октября 2021 года.
- ↑ Болотов В. В. . от 24 октября 2021 на Wayback Machine
- Дата обращения: 13 октября 2021. 24 сентября 2020 года.
- Болотов В. В. . от 24 октября 2021 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 10 февраля 2018. 29 февраля 2020 года.
- Э. П. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 329-355. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
- Перевод с Армянского Александра Худобащева. / Цензор Архимандрит Аввакум. — Санкт-Петербург: В Типографии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величия Канцелярии, 1847. — С. 182. — 300 с. 5 августа 2021 года.
Литература
- Преподобный Иоанн Дамаскин. Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5)
- Болотов В. В.
- Карташёв А. В. .
-
Jean Meyendorff
. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968.
- John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. — New York, 1969.
- Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». — М., 2000.
- Иером. Феодор (Юлаев). // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLVI : « Михаил Пселл — Мопсуестия ». — С. 672-679. — 752 с. — 36 000 экз. — ISBN 978-5-89572-053-0 .
- 2021-03-27
- 1