Interested Article - Моноэнергизм
- 2020-02-25
- 1
Моноэнерги́зм ( др.-греч. μονοενεργητισμός от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + ἐν-έργεια — «действие, деяние, энергия») — христианское учение VII века , созданное в конце 610-х годов патриархом константинопольским Сергием I (610—638) и его единомышленниками, как возможная основа для примирения православных и монофизитов в Византийской империи . Моноэнергизм представлял собой один из этапов большого христологического спора , длившегося в Византийской империи с V века ; был осуждён как ересь.
После успешного окончания войны с Персией в правление императора Ираклия I встал вопрос о примирении с церквами живущих там христиан (Церковью Востока и Армянской апостольской церковью, включая Алуанкский католикосат), по разным и противоположным друг другу причинам не принявших постановлений Халкидонского собора . Сергий предложил компромиссную формулу, которая должна была, по его мнению, получить поддержку проживающих в Иране как диофизитов , так и монофизитов .
Доктрина моноэнергизма, соединяла диофизитскую формулу «две природы Слова воплощённого» с промонофизитской формулой «одно лицо и одна энергия (одно действие)». Единство действий Христа как Богочеловека отодвигало на задний план вопрос о наличии во Христе двух природ — Божественной и человеческой.
Первоначально Сергий достиг определённых успехов: получил поддержку императора. Казалось также, что соглашение будет возможно не только в Иране, но и в самой империи: в Египте, Сирии и самой большой, византийской части Армении . Моноэнергисткую доктрину поддержал патриарх Александрии Кир , возведённый в этот сан в 631 году. Уния, однако, была навязана силой и быстро вызвала оппозицию среди духовенства Сирии и Египта. Во главе её стал монах Софроний , с 634 года — патриарх Иерусалимский. Папа Гонорий не поддержал новую доктрину. В результате, Сергий, опасаясь раскола, решил от неё отказаться. Вместо моноэнергизма он с подачи Гонория предложил новую доктрину — монофелитство , постулировавшую существование одной воли во Христе. Новую доктрину Сергий изложил в эдикте, обнародованном императором в 638 году . Эта доктрина получила мощную поддержку исповедовавших подобную христологию и ранее маронитов.
Шестой Вселенский Собор в 680 — 681 году принял догмат о том, что во Христе два естественных действия — Божеское и человеческое, оба действия во Христе соединены между собой неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; Собор осудил и отверг учение моноэнергизма как ересь .
Литература
- Лапидус И. Э. Святой Сафроний, патриарх Иерусалимский и его борьба с монофелитством. — СПб.: Аксион Эстин, 2010. — 173 с.
- Византийский словарь: в 2 т. / [сост. Общ. Ред. К. А. Филатова]. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2. — С. 92.
- // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum. — 2016. — № 1 (12) . — С. 196—200 .
- 2020-02-25
- 1