Interested Article - Диктат папы
- 2021-03-04
- 1
Диктат Папы ( лат. Dictatus papae ) — документ, составленный, по всей видимости, в 1075 году и содержащий ряд идей, характерных для понтификата Григория VII . Прежде достоверность сборника решений об авторитете Папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII .
Содержание
27 основных положений «Диктата папы» излагают следующие мысли:
- Римская церковь была основана лишь самим Господом.
- Только римский папа вправе называться вселенским.
- Одному папе принадлежит право назначения и смещения епископов.
- Легат папы на соборе по своему положению стоит выше любого епископа, даже если он имеет более низкое звание; ему также принадлежит право перевода епископов.
- Папа может выносить решение о смещении и отсутствующих лиц.
- С отлученными папой от церкви лицами запрещено даже находиться в одном доме.
- Одному папе можно в соответствии с потребностями времени издавать новые законы, образовывать новые епископства, капитулы преобразовывать в аббатства и наоборот, делить богатые епископства и объединять бедные.
- Один папа может носить императорские регалии.
- Все князья должны целовать ногу только у папы.
- Только имя папы упоминают в церквах.
- Во всем мире лишь он удостоен имени папы.
- Папа вправе низлагать императоров.
- Папа вправе, если существует необходимость, переводить епископов с одной епископской кафедры на другую.
- По своему усмотрению папа может переместить клирика из одной церкви в другую.
- Тот, кого папа посвятил в сан, может быть главой любой церкви, на него не может быть возложено выполнение более низкой должности. Того, кого папа посвятил в сан, другой епископ не вправе рукоположить в более высокий сан.
- Без распоряжения папы нельзя созывать вселенский собор.
- Не опираясь на авторитет папы, никакой капитул и никакая книга не могут считаться каноническими.
- Никто не вправе изменить решения папы, пока он сам не внесет в него соответствующие изменения.
- Никто не имеет права судить папу.
- Никто не вправе осмелиться судить лицо, обратившееся с апелляцией к Апостольскому Престолу.
- Наиболее важные дела каждой церкви следует представлять на рассмотрение папы.
- Римская церковь ещё никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой.
- Римский папа, если он был избран в соответствии с канонами, с учётом заслуг Святого Петра, несомненно, станет святым, как это подтвердил епископ Павии Святой Эннодий , и с ним в этом были согласны многие святые отцы, это можно найти в декретах Святого Симмаха .
- По приказу и в соответствии с полномочиями папы обвинения могут быть выдвинуты и духовными лицами более низкого сана.
- Папа может смещать или возвращать на свою должность епископа без созыва собора.
- Нельзя считать католиком того, у кого нет единства с римской церковью.
- Папа может освободить подданных от присяги верности лицу, совершившему грех.
Историческое значение
«Диктат папы» на основании « Лжеисидоровых декреталий » не только провозглашает, что Папа обладает вселенской юрисдикцией и непогрешимостью , но и имеет право созыва собора , посвящения епископов и низложения их. При Григории VII следовавшие один за другим соборы приняли строгие постановления, направленные против симонии и против браков священников . Введение целибата , безбрачия священников, ставило перед собой цель прервать общность интересов, существовавшую между клиром и светским обществом . Безбрачие священников — это не так называемый приказ божественного изъявления, а . Из Евангелий нам известны всего лишь советы о соблюдении девственности , но там не говорится о запрете духовным лицам вступать в брак. С первой церковной регламентацией мы встречаемся на Эльвирском соборе (около 300 г.): 33-й канон под угрозой исключения из духовного сословия запрещает епископам, священникам и диаконам жить вместе со своими женами . Здесь речь идет не о запрете брака, а о запрете семейной жизни. В период укрепления церковной иерархии , например на Никейском соборе , во вселенской церкви ещё не удалось принять решения о целибате. На Востоке это положение сохранилось без изменений, в латинской церкви папы Лев I и Григорий I придали решению Эльвирского собора законную силу, распространив его на всю церковь. Однако в эпоху переселения народов, а затем в период раннего Средневековья претворить в жизнь это решение не удалось, и браки духовенства стали обычным явлением. Григорий VII и движение за реформы восстановили принцип целибата, стремясь осуществить его и в практической деятельности феодальной церкви. Большинство соборов, проведенных в XI — XII веках , уже высказались за отмену браков для лиц духовного сословия. Второй Латеранский вселенский собор в 1139 году провозгласил, что носители высокого сана (епископ, священник) не могут вступать в брак. Об этом вновь было заявлено на Тридентском вселенском соборе, который объявил целибат догматом . Несмотря на то что на протяжении всей истории церкви целибат подвергался массированной критике , решение о целибате включено и в ныне действующий церковный кодекс законов.
Согласно церковной концепции, между священником, находящимся в состоянии безбрачия, и Богом не стоит семья, таким образом, он может полностью посвятить себя служению Богу, его не связывают интересы семьи. Наряду с этим принятию закона о безбрачии священнослужителей в средние века, безусловно, способствовали существовавшие церковно-организационные и экономически-властные интересы. Догмат обязательного безбрачия вызвал внутри церкви большое сопротивление, ибо в большинстве мест священники вступали в супружеские связи. В 1074 году на Парижском соборе решения папы были объявлены недействительными. Констанцский епископ Отто прямо призывал своих священников жениться. Григорий VII направил в европейские страны полномочных папских легатов для проведения в жизнь своего решения о целибате.
Император Генрих IV , оказавшийся в стесненных обстоятельствах из-за восстания саксонцев, некоторое время не решался действовать, так как нуждался в моральной поддержке папы. Его поведение изменилось, когда папа решил оспорить у императора право на инвеституру и ему удалось одолеть внутреннюю оппозицию. Столкновение между папой и императором было неизбежным, ведь, согласно сути концепции Григория VII, папство должно быть независимым от светской власти. Примат папы может быть осуществлен только в том случае, если при назначении епископов он осуществит свою волю ( инвеституру ) и тем самым воспрепятствует симонии. Таким образом, в результате введения целибата церковью решался не только вопрос сохранения церковного имущества, но и достижения независимости церкви от светской власти.
Согласно «Диктату папы» Бог возложил на папу сохранение божественного порядка на Земле . Поэтому папа вправе выносить суждение обо всем, но никто не может совершать суд над ним, его суждение неизменяемо и непогрешимо. Папа должен покарать того, кто вступает в конфликт с христианским миропорядком. Особо следует следить за правителями , за князьями . Если король не соответствует своему предназначению, то есть следует не за Богом и церковью, а руководствуется собственной славой, то он теряет право на власть. Папа, обладая всей полнотой власти наказывать и миловать, может низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Именно на этот основополагающий постулат Григорий VII ссылался в борьбе с Генрихом, и в его руках такие методы борьбы, как проклятие , отлучение королей от церкви, освобождение их подданных от присяги, превратились в эффективное средство. Если прежде империя властвовала над папством ( цезарепапизм ), то в Христианской республике ведущая роль переходит к церкви, к папам (церковная государственность), чтобы в соответствии с Божьими законами обустроить империю ( теократия ).
«Диктат папы» был помещен в регистр писем Григория VII между двумя письмами от 3 и 4 марта 1075 г. Не получили поддержки предположения о том, что он являлся программой для собора великим постом 1075 г. или проектом условий для объединения с греческой церковью. «Диктат папы» никогда не был опубликован и не стал официальным документом. Как то было показано исследованиями Р. Шиффера, ни при Григории VII, ни в последующие десятилетия «Диктат» не стал известен за пределами римской курии.
См. также
Литература
- W. Hartmann. (нем.) . — München: Oldenbourg, 1993. — S. 86—88. — S. — (Enzyklopädie deutscher Geschichte). — ISBN 3-486-55766-1 .
- 2021-03-04
- 1