Interested Article - Laetentur Caeli
- 2021-02-16
- 1
Laetentur Caeli: Bulla Unionis Graecorum (с лат. — «Да веселятся небеса: Булла союза с греками») — папская булла , изданная 6 июля 1439 года папой Евгением IV на Ферраро-Флорентийском соборе . Название для буллы было взято из Псалтыри ( Пс. ) латинской Вульгаты . Данная булла подытожила богословские собеседования латинян и греков на Флорентийском соборе, провозгласив воссоединение Римско-католической и Православной церквей . На соборе обсуждались догматические расхождения между Западом и Востоком : католическое и православное понимание первенства папы, Филиокве , использование квасного и пресного хлеба в евхаристии и католическое учение о чистилище . Греческая делегация приняла догмат о Филиокве и папскую юрисдикцию (с некоторыми оговорками) . В Православной церкви уния, провозглашённая данной буллой, была фактически отвергнута, а Ферраро-Флорентийский собор не достиг цели воссоединения Церквей .
Предыстория
Противоречия между восточной и западной христианскими традициями, накапливавшиеся веками, привели в 1054 году к Великому расколу , закреплённому взаимными анафемами . Причиной разрыва стало обострение политических, межцерковных, культурных и этнических противоречий . На начальном этапе разделения различные экклезиологические взгляды не порождали обвинений в еретичности противоположной стороны . Однако раскол между византийской церковью и Римским престолом привёл к появлению всё большего числа различий во всех сферах церковной жизни. В 1014 году папа Бенедикт VIII окончательно санкционировал использование Филиокве в Символе Веры . Данная вставка касалась догмата о Троице и говорила об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца , но «от Отца и Сына » . Православные обвиняли западных христиан в нарушении 7-го канона Третьего Вселенского собора , а также не могли согласиться с католическим взглядом на роль папы римского в Церкви. В конце XII — начале XIII века произошли исторические события, укрепившие раскол: латинская резня в Константинополе (1182), назначение латинских иерархов в Иерусалим , Антиохию , а после штурма крестоносцами и в Константинополь (1204) , образование Латинской империи и изгнание православных в Никею .
В 1274 году папа римский Григорий X созвал Второй Лионский собор с целью установления унии между восточной и западной церквами . Восточные делегаты собора признали примат римского епископа и вероучение Католической церкви. Во многом данный союз был инициирован византийским императором Михаилом VIII Палеологом , вопреки мнению Православной церкви . После смерти Михаила в 1282 году, уния была разорвана его сыном Андроником II . В середине XV века была предпринята очередная попытка добиться единства Церкви. В 1438 году в Италии, с целью объединения церквей, папой Евгением IV был созван Ферраро-Флорентийский собор. В его работе приняли участие религиозные (во главе с патриархом Иосифом II ) и политические (во главе с императором Иоанном VIII Палеологом ) лидеры Византийской империи .
Содержание буллы
В булле об объединении были затронуты все существенные богословские вопросы, обсуждавшиеся латинскими и греческими богословами на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1439 гг. По вопросу исхождения Святого Духа было сказано, что «Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына» . Отец назван «безначальное Начало» ( лат. principium sine principio ), а Сын — «Начало из Начала» ( лат. principium de principio ), которому также как и Отцу присуще быть причиной исхождения Святого Духа. В тексте буллы используется выражение «единственное изводящее начало» ( лат. tamquam ex uno principio ) для объяснения имманентного исхождения не в качестве двойного, а как единого «дуновения» ( лат. spiratio ) двух Божественных Лиц (Отца и Сына) .
По вопросу папского примата в булле было высказано утверждение о юрисдикционной власти Римского понтифика «управлять и руководить всей Церковью» ( лат. universalem Ecclesiam ), а папа римский назван «отцом и учителем всех христиан» ( лат. christianorum patrem ac doctorem existere ) . Также в тексте был приведён порядок первенства патриархатов: Римский , Константинопольский , Александрийский , Антиохийский и Иерусалимский и подчёркнуто, что для восточных церквей данный порядок осуществляется «без ущемления всех их привилегий и прав» ( лат. salvis omnibus juribus et privilegiis patriarchum ) .
В тексте буллы описывается, что после смерти души людей, которые не совершили покаяния или принесли удовлетворение не за все совершённые ими грехи, должны пройти огненное очищение муками чистилища ( лат. purgatorium ) . По вопросу использования пресного и квасного хлеба в таинстве евхаристии было признано их равнозначное значение и допускалось использование обеих практик .
Последствия и значения
После Ферраро-Флорентийского собора на протяжении двухсот лет, основой католической униональной политики стали условия, описанные в булле . Прокатолически настроенные епископы Православной церкви были согласны с богословским содержанием «Laetentur Caeli» . В 1580-х годах папский легат Антонио Поссевино писал, что Киевская митрополия Константинопольской церкви может заключить унию на основе решений Флорентийского собора . В ходе подготовки к Брестской унии , в июле 1595 года епископы Киевской митрополии составили и направили папе Клименту VIII и королю Речи Посполитой Сигизмунду III документ из 33-ти пунктов , в основу которого было положено понимание унии, сформулированное на Флорентийском соборе . Богословские основания буллы использовались Поссевино в 1581—1582 годах во время переговоров в России с Иваном Грозным об унии Русской церкви с католиками .
Богословские аспекты буллы «Laetentur Caeli» (в частности и экклезиологические ) послужили основой для Брестской (1596) и Ужгородской (1646) уний , а также играют важную роль для Грекокатолических церквей . Так, например мелькитский патриарх Григорий II в ходе Первого Ватиканского собора критиковал догмат о папской непогрешимости , опасаясь чрезмерной централизации церковной власти в руках папства. В конечном итоге в феврале 1871 года Григорий II, согласившись с соборными решениями, особо подчеркнул необходимость сохранения всех прав и привилегий ( лат. salvis omnibus juribus et privilegiis patriarchum ) униатских патриархов, гарантированных папской буллой от 6 июля 1439 года . Катехизис «Христос — наша Пасха» Украинской грекокатолической церкви , изданный в 2012 году по вопросу исхождения Святого Духа ссылается на текст буллы «Laetentur Caeli» .
Примечания
- Комментарии
- В правление византийского императора Алексея I Комнина (1081—1118) , после начала крестовых походов отношения между латинской и византийской церковью улучшились. В XV веке перед началом работы Ферраро-Флорентийского собора, греки и латиняне признавали друг друга в качестве Церквей .
- Флорентийскую унию признали константинопольские патриархи Митрофан II , Григорий III и митрополиты Виссарион Никейский и Исидор Киевский .
- 24 октября 1894 года Григорий II Юсеф на конференции в Риме , посвящённой «положению восточных церквей » выступил с критикой миссионерской политики Ватикана и инициативами по защите восточных литургических обрядов , а также призвал уважать власть униатских патриархов, которая должна сохраняться „в чистом и неприкосновенном виде... те привилегии и те права, которые предоставил им [патриархам] Флорентийский собор“ .
- Источники
- Fr. Viorel Ionita. Bilateral Theological Dialogues of Orthodox Churches – a General Introduction // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 462—464. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 . 1 июля 2021 года.
- Антон Поспелов. . Православие.Ru (1 февраля 2017). 25 октября 2020 года.
- ↑ И. С. Чичуров, А. А. Чекалова, И. Н. Попов, С. П. Карпов, П. И. Жаворонков, А. В. Храпов, И. В. Кривушин. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 125—181. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
- Тамборра, Анджело. Католическая церковь и русское православие. Два века противостояния и диалога. — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2007. — С. 3—4. — 631 с. — ISBN 5-89647-132-7 .
- А. Ф. Гавриленков. // Миссия конфессий. — 2019. — № 3 (38). — С. 236. — ISSN .
- П. Кузенков. . ПостНаука (6 марта 2019). 30 октября 2020 года.
- Yves Congar . (англ.) . — Fordham University Press, 1959. — P. 73. — 150 p. — ISBN 9780823218578 .
- ↑ , с. 79.
- ↑ // Вопросы теологии. — 2019. — Т. 1, № 3. — С. 372. — 352—404 с.
- , с. 81—82.
- ↑ Е. А. Пилипенко. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXII : « Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“ ». — С. 49—84. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6 .
- Филиокве // . — М. : Большая Российская энциклопедия , 2003. — Т. 19. Ун — Че. — С. 76. — 256 с. — ISBN 5-85270-211-0 .
- Вальтер Каспер . Да будут все едино. Призыв к единству сегодня . — пер. с англ. (серия «Диалог»). — Москва: ББИ, 2008. — С. 163. — 301 с. — ISBN 5-89647-146-7 .
- Kallistos Ware . (англ.) . Orthodox Info. 27 сентября 2020 года.
- , с. 56.
- , с. 76.
- Е. А. Заболотный. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLI : « Ливаний — Львовский в честь Преображения Господня женский монастырь ». — С. 74—78. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-021-9 .
- В. И. Филонов. // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — № 2 (38). — С. 230—236.
- П. И. Жаворонков. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 417—418. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2 .
- С. А. Яцык. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLI : « Ливаний — Львовский в честь Преображения Господня женский монастырь ». — С. 84—86. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-021-9 .
- Пашкин, Н. Г. // Издательство Уральского университета . — 2006. — Вып. 37: к XXI международному конгрессу византинистов . — С. 355—362.
- ↑ (лат.) . Официальный сайт Ватикана . 7 сентября 2021 года.
- , с. 84.
- , с. 83.
- Диак. Михаил Желтов, М. М. Бернацкий, П. В. Ермилов, А. А. Ткаченко, Н. В. Квливидзе. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев — Египет ». — С. 615—696. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1 .
- А. Ю. Серёгина, А. А. Ткаченко. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин — Корин ». — С. 432—470. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5 .
- П. И. Жаворонков, Т. В. Кущ, А. Г. Крысов. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 542—544. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
- Акишин С. Ю., Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVII : « Исаак Сирин — Исторические книги ». — С. 177—182. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9 .
- , с. 87.
- ↑ Б. Н. Флоря. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко — ». — С. 238—242. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
- , с. 131.
- , с. 109.
- , с. 41.
- Тамборра, Анджело. Католическая церковь и русское православие. Два века противостояния и диалога. — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2007. — С. 398—400. — 631 с. — ISBN 5-89647-132-7 .
- К. А. Панченко, С. А. Моисеева. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIV : « Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 642—656. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-051-6 .
- С. С. Минков. . Богослов.ru (20 февраля 2020). 20 ноября 2020 года.
Литература
- В. Задворный, И. Лупандин. Ферраро-Флорентийский собор и его историческое значение // Символ. — 2019. — № 71. — ISSN .
- Зуттер Э. Х. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления их единства Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2004. — 312 с. — ISBN 5-89647-065-7 . . — Москва:
- А. В. Слесарев . Расколоведение. Введение в понятийный аппарат: учебное пособие для бакалавриата теологии . — 2-е, испр. и доп. — Москва: Издательский дом «Познание», 2021. — 200 с. — ISBN 978-5-6044872-5-9 .
Ссылки
- (лат.) . Официальный сайт Ватикана . 7 сентября 2021 года.
- 2021-02-16
- 1