Interested Article - Заозерский, Николай Александрович
- 2021-11-20
- 1
Николай Александрович Заозерский (Заозёрский) ( 12 [24] апреля 1851 , Угличский уезд , Ярославская губерния — 2 июля 1919 , Угличский уезд , Ярославская губерния ) — русский правовед , специалист по церковному праву .
Биография
Родился 12 ( 24 ) апреля 1851 года в Угличском уезде Ярославской губернии (ныне Большесельский район Ярославской области ) в селе Новолеонтьевском на Юхти , в семье священника церкви Леонтия, епископа Ростовского .
Окончил Ярославское духовное училище (1866), Ярославскую духовную семинарию (1872) и Московскую духовную академию (1876) — первый магистрант практического отделения. Преподавал в Костромской семинарии словесность, историю, литературу и логику. Подготовил магистерскую диссертацию (1878), обратившую на себя внимание как духовных, так и светских специалистов; 29 сентября 1878 года был удостоен степени магистра богословия (утвержден 9.10.1878) и определён преподавателем Московской духовной академии — с 10 ноября 1878 года был доцентом академии по кафедре церковного права, с апреля 1895 года экстраординарный профессор , с августа 1895 года — ординарный профессор (докторская диссертация — ), с декабря 1903 года — заслуженный профессор, член Правления — с 1911 года, почётный член — с 1911 года.
С 6 мая 1903 года — действительный статский советник . Был награждён орденами Св. Владимира 4-й ст. (1906), Св. Анны 2-й ст. (1899), Св. Станислава 2-й ст. (1882)
В 1905—1907 годах был председателем Совета братства преподобного Сергия. В 1906—1907 годах принял активное участие в работе Предсоборного присутствия — созданной при Синоде комиссии по проведению так и не состоявшегося Поместного собора . В 1909—1912 годах — редактор журнала « Богословский вестник ».
Преподавательскую деятельность окончил в 1911 году. В 1912 году он выдвигался кандидатом в члены 4-й Государственной думы , участвовал в I-м Всероссийском съезде единоверцев.
В 1915 году был почётным старшиной Юхотского сиротского детского приюта в селе Новом .
Умер 2 июля 1919 года на родине, в Угличском уезде .
Труды
В сентябре 1883 года он был удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на сочинение священника А. Серафимова (впоследствии епископ Астраханский и Енотаевский Сергий ) «Правила и практика относительно присоединения к Православию неправославных христиан» (Кострома, 1882); в апреле 1892 года удостоен Макариевской премии .
Помимо диссертаций были напечатаны его сочинения:
- (Вып. I. — М., 1891)
- (М., 1891)
- (Сергиев Посад, 1892)
- (Сергиев Посад, 1895)
- (Сергиев Посад, 1896)
- (Сергиев Посад, 1896)
- » (Сергиев Посад, 1899)
- (Сергиев Посад, 1902)
- « Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской» (1902)
- (Сергиев Посад, 1903)
- (Сергиев Посад, 1911)
- (Сергиев Посад, 1912)
Н. А. Заозерский выступал против «теории бесправной Церкви» лейпцигского профессора Р. Зома , утверждавшего, что идея права «несвойственна природе Церкви». Заозерский указывал на наличие юридического фактора в жизни церкви как социального института: «Природе Церкви Христовой не только не противна природа права, а, наоборот, в божественном праве Церкви находит себе усовершенствование право человеческое. Улучшение правосознания человеческого есть одно из призваний Церкви».
Наиболее совершенной ему представлялась соборно-патриаршая церковно-государственная система, основанная на сочетании принципа соборности и патриаршего возглавления. Заозерский был убеждён в необходимости привлечения мирян к делам церковного администрирования и суда и проявил себя как активный сторонник скорейшего созыва Поместного Собора с целью определения канонических принципов церковного устройства, водворения в церковном управлении «определенности и принципиально правовой устойчивости». По его мнению, идея соборности состоит не в преобладании большинства, а в полном внутреннем единении — не только всех епископов, но вообще всех членов Церкви. Русская Церковь, по мнению Заозерского, должна была состоять из обществ, действующих автономно, но сплочённых внутренне «единством веросознания» и юридической связью их «властных представителей» на разных уровнях: в виде поместного Собора и Патриаршего Синода, митрополичьего Собора и Синода, епархиального Собора и совета, уездного епископа и совета при нём, приходского собрания и приходского совета.
Отношения церкви и государства он рассматривал как союзнические и полагал правильным чётко разделить сфер компетенции. Он осуждал вмешательство государства в кадровую политику церкви, поскольку она является автономной внеполитической и вненациональной общностью.
В области семейного права Заозерский призывал считать брак не исключительно церковным, но как церковно-гражданский институт. Однако указывал, что гражданский брак «всегда ниже» церковного, но «может быть оправдываем социально-политическими причинами». Он считал, что церковь обязана «воспитывать и всеместно поддерживать идеальную высоту брака в сознании и жизни своих членов», а государство — помогать личности и семье там, где «под видом супружеских отношений гнездится насилие над личностью», а также в случае, если брачные отношения уже разрушены de facto, именно для ограждения высокого достоинства таинства и исчезновения фиктивных браков. Ему самому пришлось столкнуться с трудностями в сфере брачного законодательства, при разводе (с 1886 года он был женат на дочери священника церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Марии Симеоновне Поспеловой) и вступлении в повторный брак в 1909 году. Вторая жена Заозёрского — Лидия Николаевна Соколова — дочь профессора Н. К. Соколова .
Примечания
- Ныне село Новое , Леонтьевский погост.
- В своей диссертации он поставил канонико-догматические и систематические задачи. В 1-й части — «Основоположения церковной власти» — им была рассмотрена историческая перспектива «священной власти» на христианском Востоке и на Западе в сравнении с государственным и социальным устройством; во 2-й части — «Способы применения церковной власти» — проанализированы формы церковного устройства: порядок оглашения и крещения вступающих в Церковь; общественное богослужение; степени церковной иерархии; избрание и посвящение во епископа; формы епархиального управления, принципы организации окружного церковного правления; церковный суд; оказание благотворительной помощи.
- ↑
Литература
- Берташ А. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XIX : « Ефесянам послание — ». — С. 600—606. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9 .
- Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. . — М. : Янус-К: Московские учебники и картолитография, 2006. — С. . — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8037-0164-5 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1905. — Т. доп. Ia. — С. 769.
Ссылки
- на Богослов. Ru
- на « Родоводе ». Дерево предков и потомков
- 2021-11-20
- 1