Вересаев, Викентий Викентьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Вике́нтий Лери́нский , либо Лири́нский ( лат. Vincentius Lerinensis vel Lirinensis ; ?, Туль , Белгика — до 450 , Леринский монастырь , Галлия ) — иеромонах , святой неразделённой Церкви , известный раннехристианский автор Галлии.
Почитается как Отец Церкви ( лат. Pater Ecclesiae ) в Католической Церкви (память 24 мая ) и в лике преподобных в Православной Церкви (память 24 мая ( 6 июня )) .
Сведения о жизни святого Викентия крайне скудны. Основным агиографическим источником о нём является сочинение Геннадия Массилийского « О знаменитых мужах » ( лат. De viris illustribus ) , составленное около 495 года в продолжение одноимённого труда святого Иеронима Стридонского .
Викентий родился в городе Туль на северо-востоке современной Франции. Был родным братом святого Лупа . После службы в армии ( лат. secularis militia ) поступил в Леринский монастырь святого Гонората , где принял монашеский постриг . В 434 году под псевдонимом Перегрин написал своё самое известное сочинение « Памятные записки » ( лат. Commonitorium ). Скончался в царствование императоров Феодосия II и Валентиниана III , то есть в 450 году или ранее . Викентий был высоко оценён своими современниками, так святитель Евхерий Лионский назвал его святым мужем, выдающимся в красноречии и знаниях.
В своих «Памятных записках» святой Викентий сформулировал следующий критерий истинности , непосредственно связанный со свойством кафоличности Церкви :
В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все ; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что всё вообще объемлет.
Оригинальный текст (лат.)In ipsa item catholica ecclesia, magnopere curandum est ut id teneamus quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est ; hoc est etenim uere proprieque catholicum, quod ipsa uis nominis ratioque declarat, quae omnia fere uniuersaliter conprehendit .— Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков
По мнению некоторых исследователей этот критерий был направлен против доктрины святого Августина о благодати . В вопросе соработничества между Божественной благодатью и человеческой волей святой Викентий занимал позицию преподобного Иоанна Кассиана и отстаивал то, что позже в православном богословии стали называть синергией . Полемизируя с ними, ученик святого Августина Проспер Аквитанский называл их «остатками пелагианской ереси » ( лат. Pelagianae pravitatis reliquiae ). С XVI века католическое богословие классифицирует оппозицию Августину в лице святых Иоанна Кассиана, Викентия Леринского и термином полупелагианство .
С началом Реформации «Памятные записки» многократно переиздавались на разных языках .