Interested Article - О божественном предопределении

О божественном предопределении ( лат. De divina praedestinatione ) — написанный в начале 850-х годов трактат ирландского философа Иоанна Скота Эриугены . Трактат был создан в рамках дискуссии среди каролингских богословов о предопределении , по просьбе архиепископа Гинкмара Реймского для опровержения учения Готшалька из Орбе . Подход Эриугены не был принят церковью, и трактат был осуждён как еретический при жизни автора.

Предыстория

После завершения полупелагианского спора в начале V века проблема предопределения на длительное время ушла из числа актуальных вопросов христианского богословия. В споре IX века центральное место заняли исследование божественных атрибутов в их связи с предопределением и вопросы чёткой связи деяний человека с будущей жизнью. Оппонентами учения Готшалька из Орбе о двойном предопределении выступили архиепископы Гинкмар Реймский и Рабан Мавр . Труды Готшалька целиком не сохранились, но можно утверждать, что его богословие основывалось на идее неизменного определять судьбу людей, ангелов и демонов . У Готшалька предопределение к погибели основывается на божественном предведении злых поступков и осуществляется до начала времён. Отправной точкой для рассуждений Готшалька стала фраза из «Сентенций» Исидора Севильского : «существует двоякое предопределение: избранных — к упокоению, дурных — к смерти» ( лат. gemina est praedestinatio, sive electorum ed requiem, sive reproborum ad mortem ). Слова апостола Павла в 1Тим. («Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»), согласно Готшальку, не следует понимать буквально, так как в противном случае они бы подразумевали божественное всемогущество в отношении осуждённых. Соответственно, Господь пролил свою кровь только за избранных. В своём письме к Гинкмару Рабан Мавр выразил обеспокоенность тем, что учении Готшалька разрывает прямую связь между делами человека и его участью, что было очевидным не только для него, но и для простых верующих, слышавших проповедь Готшалька. Опасения архиепископов вызывало слово gemina , которое — как отмечают современные исследователи, напрасно — толковалось ими как «двойное», а не «двойственное при сохранении единства» . В 840-х годах воззрения Готшалька были осуждены двумя поместными соборами, его сочинения сожжены, а сам он до конца жизни находился в заточении. Спокойствие в церкви, тем не менее, не было восстановлено, и написанный Гинкмаром в 849 году трактат о предопределении не был поддержан виднейшими богословами того времени. На стороне монаха выступили Луп Серват и Пруденций Труасский . Проблема привлекла внимание короля Карла Лысого , и по совету епископа Гинкмар обратился к одному из виднейших придворных богословов, Иоанну Скоту. Осенью 850 или весной 851 года тот представил опровержение взглядов Готшалька в сочинении De divina praedestinatione .

Содержание трактата Эриугены

В своём опровержении Готшалька Эриугена использовал философский аппарат категорий Аристотеля . Отталкиваясь от трудов Августина , Эриугена обосновывает тезис о том, что предопределение является характеристикой Бога, а не чем-то относящимся к его творениям, и потому не может рассматриваться как механизм принуждения людей к тому или иному поведению. Бог прост , един и множественен лишь в аспектах его восприятия человеком . Он наделил людей свободной волей, над которой предопределение не может взять верх. С помощью благодати свободная воля склоняется к добру, поскольку предопределять Бог может только к чему-то что есть в нём самом. Грешники употребляют свою волю во зло, которое, будучи отсутствием блага, не субстанционально, то есть акцидентально . Соответственно, Бог не располагает знанием о нём и не предопределяет к нему . Таким образом, Эриугена разделяет два источника духовного развития, действующих совместно — однако Бог соучаствует только в добрых делах. В результате предопределение относится только к праведникам. Различие между предопределением и предвидением Эриугена предлагает понимать метафорически, принимая во внимание непознаваемость данных предметов . Подтверждение своим взглядам Эриугена обнаружил не только в текстах Нового Завета , но и у Августина, явно писавшего о предопределении к наказанию. Согласно ирландскому философу, в таких случаях мы имеем дело с антифразисом , то есть риторической фигурой, когда говорящий имеет в виду противоположное буквальному смыслу его слов .

Помимо предопределения, в своём трактате Эриугена затронул тему адских мук, интенсивность которых, по его мнению, зависит от душевного состояния того, кто их претерпевает. В огонь попадут и грешники и праведники, но если для эфирных тел первых он безвреден, то воздушные тела грешников будут пылать в его пламени . Систематически эсхатология Эриугены изложена в V книге его более позднего трактата .

Критика

Толкование Эриугены не решило поставленной задачи, и уже осенью 851 года Пруденций составил ответный трактат, в котором обвинил его в ереси. Согласно епископу Труа , Иоанн Скот неоправданно связал предопределение с божественной субстанцией , тогда как его следует отнести к божественному домостроительству . Особое негодование Пруденция вызвали языческие источники философии Эриугены — Варрон и Марциан Капелла . обрушился с критикой на Скота за его неразличение между предзнанием и предопределением. По мнению Флора, предопределение основано на предзнании и может существовать самостоятельно. В уме Бога предопределение едино, но в своих проявлениях двойственно. Также Флора разгневало утверждение Скота об отсутствии зла, называя такое его заблуждение более серьёзным, чем заблуждения Готшалька .

В 855 году ирландец вместе со своим трудом был осуждён на соборах в Валансе (январь 855) и в Лангре (май 859) . Окончательно спор завершился принятием на соборе в предложенной Гинкмаром формулы, согласно которой Бог желает спасти всех, кто будет спасён и был предопределён .

Примечания

  1. , pp. 40—42.
  2. , с. 82.
  3. , с. 84.
  4. , p. 348.
  5. , с. 85.
  6. , pp. 70—72.
  7. , с. 87—88.
  8. , с. 91—93.
  9. , p. 347.
  10. , с. 89—90.
  11. , с. 94—95.
  12. , с. 95.
  13. , с. 234—237.

Издания

  • Иоанн Скот Эриугена. О божественном предопределении (главы IX и Х) // Знание за пределами науки / пер. Е. В. Антоновой. — М. : Республика, 1996. — С. 294—298. — ISBN 5-250-02588-9 .

Литература

  • Duclow D. F., Dietrich P. A. Hell and Damnation in Eriugena // Maynooth and Dublin, August 16-20, 2002]. — Leuven University Press, 2002. — P. 347—366. — 645 p. — ISBN 90 5867 241 7 .
  • Levering M. Predestination. Biblical and Theological Paths. — Oxford University Press, 2011. — 228 p. — ISBN 978–0–19–960452–4.
  • Sammons P. . — 2020. — 154 p. — ISBN 9783525564837 .
  • Карпов К. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2014. — № 1 (32) . — С. 228—250 .
  • Петров В. В. Accessus Iohannis Scotti // Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна. — Греко-латинский кабинет, 1995. — 352 с. — ISBN 5-87245-021-4 .
Источник —

Same as О божественном предопределении