Рамель, Жан-Пьер
- 1 year ago
- 0
- 0
Пьер де ла Раме , Пётр Рамус ( фр. Pierre de la Ramée , лат. Petrus Ramus ; 1515 , — 26 августа 1572 , Париж ) — французский философ , логик , математик , риторик , педагог и гуманист . С его именем связана реформа латинского алфавита , а именно введение в него букв J и V . Также работал над понятийным аппаратом синтаксиса, создал систему членов предложения . Убит в ходе Варфоломеевской ночи .
Раме происходил из древнего, но совершенно обедневшего рода; его отец был плотником . Он сделался слугой дворянина де Бросса, чтобы иметь возможность вместе с господином слушать лекции в Париже . Выдержав экзамен на магистра искусств ( фр. maître ès arts ), Раме стал читать лекции в Париже .
Снискал известность ещё в 20-летнем возрасте, когда выступил с тезисом «всё, сказанное Аристотелем — ложно» (Quaecumque ab Aristotele dicta essent, commentitia esse) . В магистерской диссертации (1536) и в последующих работах Раме выступал с резкой критикой схоластического аристотелизма.
В 1543 году Раме выпустил в свет два сочинения: « Dialecticae partitiones ad Academiam Parisiensem » и « Aristotelicae animadversiones », навлекшие на него ряд гонений (в особенности со стороны Пьера Галланда). За борьбу против схоластики Раме был отстранён от преподавания в Парижском университете (1544), а книги были сожжены. Такой суровый приговор критику Аристотеля неудивителен, если припомнить строгий эдикт Людовика XI против номиналистов (1473) и эдикт Людовика XIII , ещё в 1624 году запретивший под страхом смертной казни нападки на систему Аристотеля.
В 1547 году Раме получил разрешение читать лекции и печатать сочинения по философии. Он переиздал свои замечания по работам Аристотеля и, кроме того, издал комментарии к некоторым сочинениям Цицерона и к риторике Квинтилиана . Эти работы также подверглись преследованию со стороны Сорбонны ; однако благодаря содействию кардинала Карла Лотарингского в 1551 году Раме был назначен профессором красноречия и философии в Коллеж де Франс .
В 1559 году Раме издал латинскую грамматику, в 1560-м — греческую, в 1562-м — французскую. Раме постепенно приобрёл большое значение в университете, его неоднократно выбирали в депутаты для ходатайств перед королём. В 1562 году Раме написал замечательный проект реформы университета « Advertissements sur la reformation de l’université de Paris, au Roy ». Главным недостатком существующего порядка он считал слишком большое число учащих и рекомендовал поручить преподавание нескольким профессорам, получающим плату от правительства. Этот проект, главнейшие положения которого были впоследствии осуществлены, вызвал бурю негодования среди профессоров.
В 1568 году наступившие религиозные смуты заставили Раме, принявшего в 1561 году кальвинизм , покинуть Францию. Он читал лекции в Гейдельберге , побывал в Швейцарии , вновь возвращался на родину, вновь должен был её покинуть и, наконец, погиб во время резни, известной под именем Варфоломеевской ночи . В его убийстве общественное мнение обвиняло профессора .
Раме можно считать предшественником Декарта . Он боролся за права разума, признавая его высшей инстанцией. Он настаивал на том, что метод есть отличительная черта науки и что истинная методология может быть найдена, если будет постигнут человеческий дух. Освободить разум от «аристотелевских пут», упростить методы наук, прочно поставить изучение математики во Франции, добиться признания свободы совести , указать истинную цель философии как изучение человеческой души — вот главнейшие задачи, к осуществлению которых стремился Раме.
Как отмечает проф. Джордж Хупперт , друзья еще долго вспоминали Раме как подлинно великого человека, революционера, сравнимого с Коперником .
Обладая скептическим умом и замечательными диалектическими способностями, Раме употребил всю свою жизнь на борьбу с авторитетом философов и ученых Древней Греции . Недовольный схоластической интерпретацией аристотелевской логики, он подверг сомнению не только подлинную систему его силлогистики , но и то различие, которое Аристотель проводил между знанием и мнением, аналитическими и диалектическими рассуждениями. Раме писал:
Аристотель, или более точно, последователи его теорий, считали, что существуют два рода рассуждений или дискуссий, одни из которых применимы в науке и называются Логикой, а другие — имеют дело с мнениями и называются Диалектикой. Однако, несмотря на всяческое уважение к таким великим учителям, они во многом были неправы. В действительности оба эти термина, Диалектика и Логика, обозначают ту же самую вещь… Кроме того, хотя наши знания о вещах рассматриваются либо как необходимые и научные или же как случайные и фактуальные мнения, подобно тому, как мы воспринимаем все цвета как неизменные или изменяющиеся, точно так же искусство познания, то есть Диалектика и Логика, являются той же самой доктриной рассуждения о чём-либо.
Раме придавал наибольшее значение не развитию уже существующих идей, а открытию чего-то нового, до сих пор неизвестного. В трудах его предшественников по логике и диалектике его прежде всего интересовали методы поиска и способы обоснования новых истин. Схоластике, с её отвлечёнными спекуляциями, он противопоставлял идею логически обоснованного и практически ориентированного метода, т. н. искусства изобретения. По мысли Раме, средством создания такого метода должна служить «новая» логика, которая призвана изучать «естественный процесс мышления». Под влиянием идей Цицерона и Квинтилиана Раме выступал за сближение логики с риторикой .
В XVI—XVII вв. учение Раме пользовалось большим влиянием в различных странах. Его логические взгляды оказали воздействие на Лейбница и логику Пор-Рояля . Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм продолжил этот путь реформы логики. Под влиянием взглядов Рамуса сформировался ряд течений и учений в философии США, особенно новоанглийский пуританизм .
Логика Рамуса оказала глубокое, а по мнению ряда исследователей, и выдающееся воздействие на пуританскую философию. … Сам Рамус … чествовался в свои дни как «французский Платон».
— Покровский Н.Е . Ранняя американская философия. М., 1989. — С. 86, 87.
Среди мыслителей, воспринявших некоторые идеи Рамуса, можно также назвать Дж. Беркли , который в своем произведении «Три разговора между Гиласом и Филонусом» ввел в своё философское учение понятия эктипов и архетипов, воспользовавшись тем самым рамистской терминологией.
Согласно учению Рамуса, усвоенному кембриджскими неоплатониками и перенесенному в Новый свет пуританскими теологами, в мире существует три вида, вернее три источника знания. Это — архетип (божественный образец, прообраз всех сущих вещей), энтип (земное воплощение этого образца в результате творения), эктип (представления людей о сотворенном мире).
Употребление Беркли этой терминологии, в сущности своей восходящей к схоластике, было несколько отличным от принятого в пуританской теологии.
— Покровский Н.Е . Ранняя американская философия. - М., 1989. — С. 186.
Беркли «упростил» рамистскую иерархию источников знания, исключив из неё «энтипы». Для Беркли
между архетипом и эктипом не должно существовать никакого самостоятельного и реального посредника, прежде всего материального.
— Покровский Н.Е . Ранняя американская философия. М., 1989. — С. 87.
Из противников Раме выдавался Шарпантье, или Карпентариус, на сочинение которого « Descriptio universae naturae ex Aristotele » Раме отвечал сочинениями « Scholarum physicarum libri octo » ( 1565 ) и « Scholarum metaphysicarum libri quatuordecim » ( 1566 ).
Никакого вклада в физику первое из этих сочинений не внесло, но оно во многом содействовало падению авторитета философии Аристотеля в целом и его «Физики» в частности.
Из математических сочинений Раме наиболее значимым было « Р. Rami prooemium mathematicum in tres libros distributum » (П., 1567). Предмет этого сочинения составляла собственно история математики, изложенная в размерах очень скромных по причине крайне скудного запаса доступных в то время материалов. Автор при этом старался использовать наиболее достоверные из находящихся в его распоряжении источников. Историю математики Раме делил на четыре периода:
Первые три периода занимают в изложении автора всего 40 страниц. Что же касается новейшего, то автор предоставляет его разработку другим. В 1569 году рассматриваемое сочинение было введено автором в состав другого, также выдающегося его математического труда. Труд этот носил заглавие « Р. Rami Scholarum mathematicarum libri unus et triginta » ( Франкфурт , 1559 ; Базель , 1569) и касался собственно всех отделов математики. Главное место в нём было отведено « Элементам » Евклида , к которым, в соответствии с общим направлением своей деятельности, Раме относился с резкой критикой и едва скрываемым порицанием. Нападая на Евклида, Раме не щадил и самую науку. Поэтому сочинение Раме почти не получило распространения между математиками. Даже особенно ценная историческая его часть вполне игнорировалась последними. Известными исключениями в этом отношении были только ученые: Андрей Таке , польский математик Ян Брозек (латинизированное Broscius) и финляндский математик Кекслерус, шедшие в своих многочисленных сочинениях по элементарной математике по стопам Раме и Питискуса .
Реформация и становление протестантизма (Лютер, Кальвин, Рамус) — в: Гусев Д. А., , Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов — М.: «Эксмо», 2004. — ISBN 5-699-07314-0 , ISBN 5-8123-0201-4 .