Interested Article - Докетизм
- 2021-02-26
- 1
Докети́зм (от др.-греч. δοκέω [dokeō] — «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшее иллюзорность его существования. По-видимому, характерной чертой такого учения было использование глагола др.-греч. δοκεῖν «казаться» и различных производных от него для описания «иллюзорности» вочеловечивания Иисуса Христа.
Наименование
Словом «докеты» ( др.-греч. δοκηταί ) Климент Александрийский называл особую категорию еретиков. Это наименование он связывал с особенностями их богословия ( др.-греч. ἀπὸ δογμάτων ἰδιαζόντων ). Их главой ( др.-греч. ὁ τῆς δοκήσεως ἑξάρχων ), по словам Климента, был , который, согласно Иерониму Стридонскому , утверждал, что плоть Христа была мнимой ( лат. putativam Christi carnem introducens ). По свидетельству Серапиона Антиохийского , те, кого называли докетами, почитали Евангелие от Петра . Кроме того, о них упоминает Ипполит Римский , сообщая подробности их учения . Писатели более позднего времени используют это наименование менее определённо .
Источники сведений о докетизме
Новый Завет
Древнейшими источниками, содержащими сведения о докетизме, возможно, являются 1-е и 2-е Послания Иоанна . Представители опровергаемого в них учения не исповедовали «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( ; ср.: ). Противостоянием такого рода воззрениям некоторые комментаторы объясняют также характерный для Евангелия от Иоанна акцент на реальности плоти Иисуса Христа в воплощении, страданиях и по воскресении ( ; — ; — ; — ; — ).
Послания Игнатия Богоносца
Бесспорным свидетельством о докетизме является полемика, содержащаяся в посланиях Игнатия Богоносца . Согласно Игнатию, его противники отказывались признавать, что Иисус «носил плоть» ( др.-греч. μὴ ὁμολογῶν αὐτὸν σαρκοφόρον ). В ответ на это Антиохийский епископ подчёркивал действительность человеческой природы Иисуса, приводя в доказательство исторические факты его рождества, крещения и телесных страданий . По его словам, Господь Иисус Христос есть «единый врач, телесный и духовный, рождённый и нерождённый, Бог, явившийся во плоти ( др.-греч. ἐν σαρκὶ γενόμενος θεός ), от Марии и от Бога , сперва подверженный, а потом не подверженный страданию» .
Отказываясь от реальности воплощения, противники Игнатия учили, что и страдал Христос только «призрачно» ( др.-греч. λέγουσιν, το δοκείν πεπονθέναι αυτόν ), и не признавали, что « евхаристия есть плоть спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по своей благости» . Это мнение Антиохийский епископ опровергал, настаивая на действительности плоти Христа .
Таким образом, согласно учению, с которым полемизировал Игнатий Богоносец, воплощение, страдания и воскресение Иисуса Христа не были действительными, поскольку Его плоть была только видимостью. На этом основании противники Игнатия отказывались считать евхаристические дары плотью и кровью Христа.
Сочинения Тертуллиана, Иринея Лионского и др.
Аналогичная форма докетизма была свойственна учениям Саторнила , Кердона и Маркиона . Основными источниками сведений о них служат ересиологические сочинения Тертуллиана , Иринея Лионского , Ипполита Римского , Епифания Кипрского и др.
Согласно Иринею Лионскому, Саторнил учил, что «Спаситель нерождён, бестелесен ( лат. incorporalem ), безвиден ( лат. sine figura ). Он не был, но только казался человеком ( лат. putative autem visum hominem )» . Поскольку же Христос не имел истинной плоти, то и страдания его, по мнению Саторнила, были только видимостью .
Современник Саторнила Кердон, различавший двух Богов — высшего, благого, и творца мира, злого, — считал Иисуса Христа Сыном высшего Бога и, отрицая Боговоплощение ( лат. hunc in substantia carnis negat ; др.-греч. μή έν σαρκί πεφηνέναι ), учил, что вся его земная жизнь была только видением и призраком ( лат. in phantasmate solo fuisse pronuntiat ; др.-греч. δοκήσει όντα καὶ δοκήσει πεφηνότα, δοκήσει δὲ τὰ ὅλα πεποιηκότα ). По Кердону, Спаситель не только не родился от Девы, но и вовсе не рождался ( лат. nec ex virgine natum, sed omnino nec natum ; др.-греч. μή είναι δὲ τὸν Χριστὸν γεγεννημένον έκ Μαρίας ) и совершенно не страдал, но был только «как бы страдающим» ( лат. nec omnino passum, sed quasi passum ).
Христология Маркиона , учителем которого был Кердон, тоже имела явные докетические черты . Он учил, что Иисус Христос не был рождён, но явился прямо с небес в 15-й год императора Тиберия «в образе человека» ( лат. in hominis forma ) или «под видом человеческой природы» ( лат. per imaginem substantiae humanae ). Его тело, которого в действительности он не имел, было только видимостью ( лат. phantasma carnis ). Следовательно, по мнению Маркиона, Иисус Христос на самом деле не страдал, не умирал, не был погребён и не воскрес — всё это происходило только в видении ( лат. putative ; др.-греч. τω δοκείν ; др.-греч. δοκήσει ). Непосредственным следствием этих положений было непризнание телесного воскресения мертвых и особое учение о евхаристии: слова Христа «сие есть тело Моё» ( ) Маркион понимал как «сие есть образ Моего тела» ( лат. figura corporis mei ) и совершал евхаристию на хлебе и воде .
Апокрифы
Докетические христологические концепции отражены в некоторых апокрифических текстах , прежде всего в Деяниях Иоанна и Евангелии от Петра .
Апокрифические Деяния Иоанна — одно из немногих сохранившихся литературных выражений докетизма. Исходным мотивом христологии Деяний Иоанна служит рассуждение, согласно которому Христос не мог стать человеком, поскольку он — Бог, а Бог неизменяем. Поэтому проповедовать его можно только как Бога и поклоняться ему можно только как Богу (гл. 104). Поскольку его человеческая природа была только призраком, он являлся то облеченным в тело, то так, «как будто бы он и вовсе не существовал» (гл. 93). И до и после воскресения он полиморфичен , попеременно являясь в виде ребёнка, мужа, старца и юноши (главы 82, 87-88,93). Он не был распят на кресте (гл. 99) и не страдал (гл. 101). Поэтому и евхаристия не имеет сотериологического значения, но представляет собой только благодарственную молитву над хлебом (главы 46, 84-86, 109).
Современные исследования докетизма
Определение
Среди исследователей раннего христианства определение термина «докетизм» и его применение к тем или иным христологическим концепциям являются предметами полемики. Основное затруднение при этом вызывают такие учения, в которых отрицается не реальность человечества Иисуса Христа, но реальность единства божества с подверженным страданиям человечеством. Такого рода христология была характерна для целого ряда гностических систем .
Наиболее широкое определение докетизма дал В. Бауэр, выделив три типа докетических христологий:
1) те, в которых распят был не Христос, но кто-то другой вместо него ( Симон Киринеянин , по учению Василида : Василидъ училъ, что подъ видомъ Іисуса былъ распятъ Симонъ Киринеянинъ, при чемъ самъ Іисусъ стоялъ-де подлѣ въ образѣ Симона Киринеянина и смѣялся надъ Своими гонителями );
2) различающие земного человека Иисуса и «небесного Христа», сошедшего на Иисуса при крещении и оставившего его перед распятием: в учении Керинфа и в Евангелии от Петра ;
3) полностью отрицающие всякую реальность человечества Иисуса Христа . При такой интерпретации докетизмом в большей или меньшей степени могут быть признаны все известные гностические христологии. Сторонником этого взгляда является М. Слуссер, полагающий, что докетизмом можно назвать всякое христологическое учение, разделяющее божественное и человеческое во Христе или имеющее тенденцию к такому разделению .
У П. Вайгандта, автора единственной на сегодняшний день монографии о докетизме, противоположная точка зрения. Он считает, что докетизмом может быть названа только та христология, которая исключает всякий контакт божественной природы Спасителя с материальным миром . Поэтому в полном смысле докетическими он признает только христологические воззрения, с которыми полемизирует Игнатий Антиохийский , а также учения о Христе Кердона, Саторнила, Маркиона и Деяний Иоанна .
Происхождение
Нет в научной литературе единого мнения и о происхождении докетизма. Его возникновение может объясняться влиянием широко распространённых в эпоху эллинизма дуалистических воззрений, в рамках которых невозможно соединение материального и идеального , человеческого и божественного . В то же время некоторые авторы, считающие основой докетизма конфликт представления о непричастности Бога миру и исторического факта крестных страданий и смерти Иисуса Христа, видят в докетизме не только результат эллинистического влияния, но и развитие некоторых иудейских или иудеохристианских концепций. Также предпринимались попытки объяснить докетизм только иудейским культурно-религиозным контекстом — как развитие библейской традиции о жертвоприношении Исаака ( Быт. ) .
Параллели в исламе
и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису ( Иисуса ) , сына Марьям ( Марии ), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его.
— Коран
Примечания
- Clem. Alex. Strom. VII17. 108
- Ibid. Ill 13-14
- Hieron. In Gal. // PL. 26. Col. 431
- Euseb. Hist. eccl. VI12. 6
- Hipp. Refut. VIII 8-11; Χ 16
- Theodoret. Ер. 82; Did. Alex. In Zach. IV 234; Cyr. Alex. De incarn. unigent. // SC. 97. P. 197
- Ign. Ep. ad Smyrn. 5. 2
- Ibid. 1. 1; Idem. Ep. ad Trail. 9. 1
- Idem. Ep. ad Eph. 7. 2
- Idem. Ep. ad Trail. 10; ср.: Idem. Ep. ad Smyrn. 2; 4. 2
- Idem. Ep. ad Smyrn. 7; ср.: Ibid. 6
- Ibid. 1. 2; 3. 1; 7. 1; Idem. Ep. ad Trail. 9. 2; Idem. Ep. ad Eph. 20. 1; Idem. Ep. ad Magn. 11
- Iren. Adv. haer. I 24. 2
- Tertull. Adv. haer. 1.4; Hipp. Refut. VII28.1-5; ср.: Epiph. Adv. haer. 23. 1.10
- ↑ Tertull. Adv. haer. 6. 1
- ↑ Epiph. Adv. haer. 41. 1. 7
- Tertull. Adv. haer. 6.1
- Weigandt. S. 67-73
- Iren. Adv. haer. I 27. 2
- Tertull. Adv. Marcion. Ill 10. 2
- Ibid. IV 42. 7
- Tertull. De earn. Chr. 5. 2-3; 9
- Idem. Adv. Marcion. Ill 8. 4
- Hipp. Refut. X 19. 3
- Epiph. Adv. haer. 42. 12. 3
- Iren. Adv. haer. I 27. 3; Tertull. Adv. Marcion. Ill 8. 6-7;V 7. 4-5
- Tertull. Adv. Marcion. IV 40. 3
- Epiph. Adv. haer. 42. 3. 3
- Iren. Adv. haer. I 24. 4
- Православная богословская энциклопедия под ред. А. П. Лопухина. Петроград, 1904. Т.4, стр. 1173.
- Bauer, Paulsen. 1985. S. 239
- Slussser. 1981
- Weigandt. 1961. Bd. 1. S. 22; ср.: Brox. 1984. S. 306
- Ibid. S. 100
- Grillmeier. 1979; Munier. 1993. P. 409
- Davies. 1962. Р. 16
- Вгох. 1984
- Stroumsa. 2004. Р. 270
Литература
- на русском языке
- / Зайцев Д. В. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 195. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
- Лосев А. Ф. , , М., 1998
- Покровский Н. В. // Православная богословская энциклопедия . Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
- Пономарёв А. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XV : « Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“ ». — С. 573—575. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4 .
- Поснов М. Э. , Первое, сокращенное издание: София, 1937. Второе в изд-ве «Жизнь с Богом», полное: Брюссель, 1964. Репринт: Брюссель, ЖсБ, 1988.
- на других языках
- Ronnie Goldstein, Guy Stroumsa, The Greek and Jewish Origins of Docetism: A New Proposal , in Zeitschrift für Antikes Christentum , т. 10, № 3, июнь 2007, стр. 423—441
- Guy Stroumsa, Le rire du Christ. Essais sur le christianisme antique , Bayard, 2006,
- Bauer W., Paulsen H. Die Briefe des Ignatius von Antiochia und der Brief des Polykarp von Smyrna. Tub., 1985
- Darrell D. Hannah, The Ascension of Isaiah and Docetic Christology , в Vigiliae Christianae , Т. 53, № 2, май 1999, стр. 165—196
- A.K.M. Adam, Docetism, Kasemann, and Christology , в Scottish Journal of Theology , Т. 49, № 4, 1996, стр. 391—410
- Norbert Brox, Doketismus, eine Problemanzeige , в Zeitschrift für Antikes Christentum , № 95, 1984, стр. 301—314
- Jerry W. McCant, The Gospel of Peter: Docetism Reconsidered , в New Testament Studies , Т. 30, № 2, 1984, стр. 258—273
- Edwin Yamauchi, The Crucifixion and Docetic Christology , в Concordia Theological Quarterly , № 46, 1982, стр. 1-20
- Michael Slusser, Docetism : A Historical Definition , в Second Century , Т.1, № 3, 1981, стр. 163—172
- J.N.D. Kelly, Early Christian Doctrines , HarperCollins, 1978, стр. 141—142
- Winrich Löhr, Josef van Ess, Art. Doketismus I. Christentum II. Islam . In: , 4. Aufl., Bd. 2.
- Peter Weigandt, Der Doketismus im Urchristentum und in der theologischen Entwicklung des zweiten Jahrhunderts . 2 Bde., Diss. Heidelberg 1961
- Slusser M. Docetism: A Historical Definition // The Second Century: J. of Early Christian Stud. 1981. Vol. 1. P. 163—172
- Ulrich B. Müller, Die Menschwerdung des Gottessohnes. Frühchristliche Inkarnationsvorstellungen und die Anfänge des Doketismus . Stuttgarter Bibelstudien 140. Verl. Kath. Bibelwerk, Stuttgart 1990 ISBN 3-460-04401-2
- Wolfram Uebele, «Viele Verführer sind in die Welt ausgegangen». Die Gegner in den Briefen des Ignatius von Antiochien und in den Johannesbriefen . BWANT 151. Kohlhammer, Stuttgart/Berlin/Köln 2001 ISBN 3-17-016725-1
- Benjamin Walker, Gnosis. Vom Wissen göttlicher Geheimnisse . Diederichs, München 1992 ISBN 3-424-01126-6
- 2021-02-26
- 1