Библиотека Кесарии
- 1 year ago
- 0
- 0
Собор в Кесарии Палестинской был созван императором Константином Великим в 334 году для рассмотрения выдвинутых против архиепископа Александрийского Афанасия . Не явившись на собор, Афанасий тем не менее смог добиться временной победы — до Тирского собора 335 года, на котором он был отправлен в ссылку.
Союз мелитиан и ариан сформировался вскоре после (т. н. «вторая сессия Никейского собора »). Согласно Афанасию, Евсевий Никомедийский убедил мелитиан «придумать какой-нибудь предлог, как это было сделано против Петра , Ахиллы и Александра » чтобы они могли распространять против них доносы. Другую версию формирования этого альянса приводит Епифаний Кипрский , согласно которому Евсевий помог организовать встречу прибывших в столицу мелитиан с императором, датируя это событие ещё при жизни епископа Александра, т.е. 328 годом что, по мнению Т. Барнса , не возможно.
Согласно записям самого Афанасия, сделанным почти через тридцать лет после этих событий, по совету Евсевия, три мелитианских священника выдвинули против него обвинение во введении незаконного сбора в Египте . О смысле этого сбора известно только то, что он каким-то образом был связан с льняными туниками . Поскольку, судя принятой датировке « » Афанасий был тогда в Фиваиде, на обвинения отвечали перед императором вместо него два александрийских пресвитера , Апис и Макарий, последний из которых играл в дальнейшем роль посланника александрийского епископа при дворе. Согласно Афанасию, защита была успешна и мелитиане были сами обвинены, однако император потребовал Афанасия прибыть ко двору. Письмо Константина, в котором содержится вызов, не сохранилось. Вероятно, он не был срочным т. к. во второй неделе апреля епископ отпраздновал Пасху в Александрии и прибыл в резиденцию Константина в Псамафии на окраине Никомедии осенью 331 года.
Узнав о скором прибытии Афанасия ко двору, Евсевий Никомедийский убедил мелитианскую делегацию остаться в районе столицы с тем, чтобы по прибытии епископа выдвинуть против него новые обвинения. В результате, когда Афанасий предстал перед императором, список обвинений против него состоял из следующих пунктов:
Подобный приём, сочетание гражданский и церковных обвинений, оказался действенным средством против Евстафия Антиохийского , обвинённого в савеллианстве , содержании любовницы и оскорблении матери императора и осуждённого Антиохийским собором несколькими годами ранее. Такое сочетание обвинений, по замыслу евсевиан, должно было привести к ссылке Афанасия, после чего он был бы смещён со своей кафедры специально созванным синодом . Второе правило Никейского собора предписывало исключать из клира тех, кто обличён «двумя или тремя свидетелями» или, в переводе К. фон Хефеле , виновных в серьёзном проступке .
Расследование выдвинутых обвинений продолжалось с ноября 331 года по февраль 332 года. Результатом стало полное оправдание александрийского епископа, о чём тот сообщил в своём письме за 332 год .
Следующие несколько лет Афанасий провёл занимаясь внутрицерковной борьбой с мелитианами, которых он продолжал считать раскольниками, и Арием , возобновившим свою деятельность в Ливии в 330/331 годах . В начале 333 года Константин направил в Александрию послание, адресованное Арию, в котором после сравнений последнего с язычником Порфирием и богом войн Аресом , призвал его к себе. После этого известно о появлении Ария на в 335 году и торжествах по случаю торжественного освящения Храма Гроба Господня в присутствии императора . В этот период, насколько можно видеть из писем Афанасия, он считал свои позиции достаточно прочными и не видел опасности со стороны ариан .
Неизвестно точно, когда появились новые обвинения, связываемые с лидером анти-афанасиевской оппозиции Иоанном Архафом:
Эти обвинения были представлены Константину в письменном виде. Упоминание о колдовстве связано с тем, что известны случаи суровой расправы императора с лицами, заподозренными в подобных действиях . Константин отказался повторно рассматривать дело Исхиры, второй вопрос он поручил расследовать своему сводному брату Далмацию . Вскоре Афанасий получил от Далмация письмо с требованием подготовиться к защите после чего Афанасием были разосланы послания к епископам Египта с просьбой произвести розыск Арсения. Также в Фиваиду, где тот предположительно скрывался, был посла диакон. Было установлено, что мнимый убитый скрывается в однм из монастырей нома Антеполис, однако к тому момент, когда туда прибыл посланный Афанасием диакон, тот уже успел скрыться. Монахи, которые его скрывали, были доставлены в Александрию, были независимо подвергнуты пыткам и подтвердили, что Арсений жив. Афанасию ничего не оставалось кроме как сообщить Далмацию и императору о том, что Арсений жив, но скрывается .
В то время, пока Афанасий вёл свои поиски в Египте, его противники при дворе, к которым Феодорит Кирский причислил Евсевия Никомедийского, Феогниса Никейского и Феодора Перинфского убеждали императора, что Афанасий «совершил многие и невыразимые злодеяния», которые «не только нестерпимы, но и невыносимы для слуха» . Также они убеждали Константина, что александрийский епископ главная причина всех беспорядков в Египте . В результате им удалось добиться созыва собора в Кесарии Палестинской .
В начале 334 года были разосланы приглашения епископам, а также мелитианским священникам. Как обвиняемая сторона, Афанасий также получил приглашение, однако, благодаря своим источникам при дворе он знал, что его ожидает на соборе и предпочёл на нём не появляться. Получив его отказ, собравшиеся епископы, собравшись, составили письмо Константину, обвиняя Афанасия в невежестве и оскорблении, что впоследствии на Тирском соборе было использовано как пример неповиновения распоряжениям правителя.
По мнению Т. Д, Барнса , цензору Далмацию при проведении этого собора была отведена роль, аналогичной той, в которой Константин выступал на Никейском соборе , однако эта точка зрения разделяется не всеми исследователями .
Непосредственные итоги собора были благоприятны для Афанасия. Посвятив зиму 334/335 года поискам Арсения, он его наконец обнаружил. Главный обвинитель Афанасия, Иоанн Архаф, написал письмо Константину, в котором сообщил о своём примирении с церковью и Афанасием. В своём Пасхальном послании за 347 год Афанасий сообщает, что епископство в Гипселе снова занял Арсений, «после того как он снова приобретен для Церкви» .