Прокл (архиепископ Константинопольский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Демофи́л (иначе Димофи́л , ср.-греч. Δημόφιλος , лат. Demophilus ; нач. IV века , Фессалоники , Римская Империя — 386 ) — епископ Берии Фракийской начиная с 40-х годов IV века до 370 года ; архиепископ Константинопольский с 370 года до своего изгнания в 380 году ; руководил арианской общиной Константинополя до самой смерти. Придерживался т. н. «умеренного» арианства или « омийства » (от др.-греч. ὅμοιος — «подобен»).
Родился в Фессалониках в семье благородного происхождения ( Филосторгий , от 26 сентября 2007 на Wayback Machine , Кн. IX. 14).
Упоминается среди участников арианского (346/347) , анафемствовавшего термин « единосущие » ( ср.-греч. ὁμοούσιος ), низложившего римского епископа Юлия I и участников Сардикийского собора (343 или 344) , а также введшего в богословский оборот термин « неподобный » ( ср.-греч. ἀνόμοιος ).
В 359 году будучи епископом Берии Фракийской ( Феодорит Кирский , от 6 февраля 2015 на Wayback Machine , Кн. V, 40) среди прочих исповедовавших арианство епископов на повторно отвергает «единосущие», отказывается анафемствовать арианство, за что низлагается Собором ( Афанасий Великий , от 4 марта 2016 на Wayback Machine , 8, 9; Афанасий Великий , от 8 мая 2016 на Wayback Machine , 3; Сократ Схоластик , , Кн. II, 37).
По смерти Константинопольского архиепископа Евдоксия , Демофил в 370 году был избран архиепископом арианами Константинопольской епархии и рукоположен Феодором, епископом Гераклеи ( Филосторгий , от 26 сентября 2007 на Wayback Machine , Кн. IX, 10; Сократ Схоластик , , Кн. IV, 14; Созомен , от 8 мая 2016 на Wayback Machine , Кн. VI, 13). Его хиротония расколола общественное мнение; Филосторгий указывает примечательный факт, что при возведении Демофила на архиепископский престол, на традиционный вопрос рукополагавшего его епископа: — ср.-греч. άξιος (то есть « Достоин [ли он]?» ) многие из толпы вместо ср.-греч. άξιος («достоин!») выкрикивали ср.-греч. ἀνάξιος («недостоин!») ( Филосторгий , от 26 сентября 2007 на Wayback Machine , Кн. IX, 10).
Православные в свою очередь избрали на константинопольскую кафедру Евагрия , рукоположенного на архипастырство Евстафием , низложенным архиепископом Антиохийским, который тайно проживал в Константинополе, возвратившись из заключения при императоре Иовиане ( Феофан Исповедник , от 11 октября 2011 на Wayback Machine , Л. М. 5861, Р. Х. 361.). Избрание Евагрия послужило поводом для народных волнений, спровоцированных арианами. И Евстафий и Евагрий были высланы императором Валентом II , а их последователи подверглись гонениям ( Сократ Схоластик , , Кн. IV, 14, 15; Созомен , от 8 мая 2016 на Wayback Machine , Кн. VI. 13, 14; Феофан Исповедник , от 11 октября 2011 на Wayback Machine , Л. М. 5862, Р. Х. 362.).
Вскоре после вступления на кафедру Демофил направился в Кизик с Дорофеем (или Феодором), епископом Гераклеи, чтобы избрать арианского епископа на кафедру, остававшуюся вакантной со времени изгнания Евномия . Однако жители Кизика отказались признать их, пока они не анафемствовали Аэция , Евномия и их последователей. Только тогда им позволили рукоположить епископа, избранного народом. Однако , вновь избранный епископ немедленно подтвердил свою принадлежность учению о единосущии, которое и стал проповедовать ( Филосторгий , от 26 сентября 2007 на Wayback Machine , Кн. IX, 13).
В 378 году принял у себя низложенного и изгнанного из Египта , архиепископа Александрийского Лукия — ярого арианина.
В 379 году в Константинополь прибыл православный богослов — Григорий Назианзин , с целью стать руководителем малочисленной константинопольской общины приверженцев никейского исповедания. Григорий в будущем должен был стать константинопольским архиепископом, на что получил санкцию Мелетия , архиепископа Антиохийского, в чьём ведении находились никейцы Константинополя.
Между тем прибывший 24 ноября 380 года в столицу император Феодосий , предложил архиепископу Демофилу поддержать его понтификат, если тот подпишется под Никейским Символом веры , или добровольно покинуть кафедру. Демофил отказался принять Никейский Символ и оставить архиепископскую кафедру, сославшись на необходимость утверждения своего низложения Вселенским собором , который вскоре должен был состояться.
После встречи с архиепископом, император принял у себя Григория Назианзина, и пообщавшись с руководителем константинопольских никейцев Феодосий принял решение лично ввести его в храм Святой Софии .
Императоры Грациан , Валентиниан и Феодосий августы: Указ жителям города Константинополя. Мы хотим, чтобы все народы, которыми правит власть нашей милости, следовали той религии, которую божественный апостол Пётр передал римлянам, которая была точно сохранена традицией, и исповеданием которой строго следуют понтифик Дамас и Пётр , епископ Александрийский, муж апостольской святости, чтобы все мы, согласно апостольскому установлению и евангельскому учению, верили в одно божество Отца и Сына и Святого Духа, при их равном величии и благочестивой Троичности. Тем, кто следует этому закону, повелеваем применять к себе имя христиан кафоликов ; прочие же безумцы сумасброды, да понесут на себе бесчестие еретического учения; их собрания не должны называться церквами, сами они подвергнутся наказаниям во-первых божественным возмездием, и во-вторых по нашему повелению, принятому по внушению небес.
Эдикт от 27 февраля 380 года «О вере кафолической» / « De Fide Catolica » ( от 9 мая 2017 на Wayback Machine , Lib. XVI, 1.2.—1.2.1)
В соответствии принятым 27 февраля 380 года императорским эдиктом « О вере кафолической » Демофилу было приказано немедленно оставить свои церкви и приходы. Через два дня собрав своих последователей и объявив, что власть императора простирается только на церкви как здания, архиепископ Константинопольский удалился с Лукием , низложенным архиепископом Александрийским и прочими в церковь за пределами городских стен Константинополя ( Сократ Схоластик , , Кн. V, 7; Созомен , от 12 октября 2011 на Wayback Machine , Кн. VII, 5).
Константинопольская кафедра, была передана Евагрию, а храмы Константинополя, пребывавшие в течение сорока лет в арианских руках, теперь вернулись никейцам; и так же произошло в других городах Империи . Произошло фактически восстановление кафолицизма . Возврат храмов православным христианам сопровождался народными волнениями. Как вспоминал Григорий Назианзин впоследствии, когда император вел его к храму Святой Софии, негодующую толпу на пути следования сдерживали столичные гарнизоны, стоявшие в боевой готовности рядами .
Филосторгий добавляет, что Демофил направился в его собственный город, Берию ( Филосторгий , от 26 сентября 2007 на Wayback Machine , Кн. IX, 19). Тем не менее, эта поездка должна была иметь место несколько позднее событий 380 года , или возможно, что Демофил возвратился из изгнания, поскольку он лично представлял арианскую сторону на синоде в Константинополе в 383 году ( Сократ Схоластик , , Кн. V, 10; Созомен , от 12 октября 2011 на Wayback Machine , Кн. VII, 12).
Умер Демофил в 386 году , управление арианской общиной Константинополя перешло некоему из Фракии ( Созомен , от 12 октября 2011 на Wayback Machine , Кн. VII, 14; Сократ Схоластик , , Кн. V, 23).
Архиепископ проявлял терпимость к своим богословским противникам, к примеру Григорий Назианзин мог беспрепятственно проповедовать среди константинопольских православных. Современники отмечали также высокую нравственность и безусловный авторитет Демофила, как среди ариан, так и никейцев ( Василий Великий от 15 января 2018 на Wayback Machine // Patrologia Graeca , 32. Col. 385—386).
Филосторгий также утверждает, что Демофил имел обыкновение приводить все в беспорядок и замешательство, особенно доктрины церкви, к примеру на одной из проповедей в Константинополе, он в частности говорил о человеческом теле Сына, которое слившись с Божеством, фактически в нём растворилось, подобно секстарию молока вылитому в море и растворившемуся в нём ( Филосторгий , от 26 сентября 2007 на Wayback Machine , Кн. IX, 14; [Philostorgius] // Patrologia Graeca , 65; [Sozomenus, Socrates Scholasticus] // Patrologia Graeca , 67).