Interested Article - Полуариане
- 2021-07-06
- 1
Полуариа́не ( др.-греч. ἡμιάρειοι от др.-греч. ἡμι- — приставка со значением : «полу-, наполовину» + др.-греч. Ἄρειος — « Арий » ) или семиариа́не ( лат. semiariane от лат. semi — «полу» + лат. ariane — « ариане » ) — одна из «партий» христианских богословов , образовавшаяся после Никейского собора , в ходе арианского спора IV века.
Между арианами в IV веке шли постоянные споры и существовало несколько арианских партии. Главным пунктом расхождения позднего арианства с учением Никейского собора стала формулировка Никейского Символа веры : «Сын единосущный ( др.-греч. ὁμοούσιος ) Отцу»; вместо неё были предложены другие формулировки. Евстафий Севастийский изобрел формулу «подобие по сущности» ( др.-греч. κατ᾿ οὐσίαν ὅμοιον ). В 358 году созывается под председательством Василия Анкирского , на нём присутствует Евстафий и принимается формула Евстафия о том, что Сын подобен (ὁμοῖος) Отцу не только по власти (κατ̓ ἐξουσίαν), но и по сущности (κατ̓ οὐσίαν), а учение Никейского собора о единосущии Сына Отцу было проклято ; его сущность подобна сущности Отца, различаясь от нее только тем, что она не тождественна с нею; Сын есть истинно сын, рожденный вне времени и прежде всех веков. Вождями полуариан были епископы Василий Анкирский и . Первый Никейский собор не вынес суждение о Святом Духе; по этой причине среди христианских богословов существовали различные мнения о Святом Духе в IV веке ; споры о единосущии Духа с Отцем и Сыном начались позднее споров о единосущии Сына с Отцем. Полуариане у авторов IV – V веков получили другое название — « македониане » или « духоборцы » , по имени Константинопольского патриарха Македония I , который не исповедовал Святого Духа Богом. Учение полуариан явилось подготовительной стадией к окончательной победе Никейского символа, завершившейся на Константинопольском соборе 381 года.
Само учение полуариан было предано анафеме на Константинопольском соборе 381 года:
... и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев , савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и аполинариан.
Полуариане описанны Филастрием в книге «Liber de Haeresibus» и Августином в книге «De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus»; у первого автора это 67 ересь, у второго автора это 52 ересь. У Епифания Кипрского в книге Панарион и у Иоанна Дамаскина в книге «О ста ересях вкратце» полуариане это 73 ересь.
Древнерусское название полуариан — др.-рус. наполъιнєчистии .
Примечания
- Василий Великий . от 4 января 2017 на Wayback Machine
- П. Б. Михайлов // // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев — Египет ». — С. 303-304. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1 .
- «Что же касается до мудрецов нашего времени, то одни почитали Его (Святого Духа) действованием, другие тварью, иные Богом, а иные не решались сказать о Нем ни того, ни другого из уважения, как говорят они, к Писанию» ( Григорий Богослов . от 9 января 2017 на Wayback Machine
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- от 3 марта 2021 на Wayback Machine
- // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 368-372. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8 .
- Епифаний Кипрский . Панарион . от 9 января 2017 на Wayback Machine
- от 28 ноября 2016 на Wayback Machine
- Булгаков С. В.
- Иоанн Дамаскин . от 9 января 2017 на Wayback Machine
- Аврелий Августин («Ереси, попущением Бога, в одной книге») от 4 марта 2016 на Wayback Machine ; от 4 марта 2016 на Wayback Machine .
- от 31 августа 2017 на Wayback Machine
- John Henry Blunt . от 10 января 2017 на Wayback Machine
- 2021-07-06
- 1