Доротея Саксен-Кобург-Готская
- 1 year ago
- 0
- 0
Го́тская Би́блия — первое литературное произведение на германском (а именно, готском ) языке. Сегодня существуют лишь отдельные фрагменты этого перевода. Тем не менее, этот перевод Священного Писания — уникален и ценен.
В противоположность традиционному утверждению, основанному на кратких упоминаниях в трудах древних церковных историков, доказано, что перевод Библии на готcкий язык был осуществлен несколькими переводчиками, вероятно работавшими под руководством Ульфилы, известным также под готским именем Вульфила .
По утверждению древних церковных историков, исходящему в основном из косвенных обстоятельств, Библию перевёл именно Ульфила. Согласно историку Филосторгию , Вульфила был потомком пленников , взятых во время набега готов на Каппадокию (ныне — часть восточной Турции). Он родился около 311 года нашей эры, а спустя примерно 30 лет был посвящён в духовный сан Евсевием Никомедийским и обучен миссионерской работе среди готов.
«Он терпеливо перевёл с греческого языка на готский всю Библию, за исключением 3 и 4 книг Царств,— рассказывает историк Уилл Дюрант,— чтобы наставлять новообращённых и приумножать их число» («Эпоха веры», англ.). На сегодняшний день от рукописей Готской Библии уцелел лишь фрагмент книги Неемии и части Нового Завета .
Письменного готского языка не было. Поэтому Вульфила столкнулся при переводе с трудностью, потребовавшей от него исключительной изобретательности. Древние церковные историки приписывают Вульфиле создание готского алфавита , состоящего из 27 знаков и основанного главным образом на греческом и латинском алфавитах. Кроме того, в «Новой британской энциклопедии» (англ.) отмечается, что «он изобрёл в общегерманском языке христианскую терминологию, которая частично всё ещё употребляется».
Судя по сохранившимся свидетельствам, Библией Вульфилы пользовались и вест- , и остготы , поэтому считается, что она должна была иметь распространение в обширной части Европы — как минимум в Италии и Испании. В VI веке в Равенне трудился знаменитый каллиграф Вилиарих (Вильярит). Дж. Марченд и Э. Штуц также предполагают существование школы писцов в Тулузе , на юго-западе Галлии , входившей в состав Вестготского королевства . После падения королевства интерес к готским рукописям полностью пропал ещё в период раннего средневековья. Рукописи разбирали на листы, текст смывался, а дорогостоящий пергамент использовался для написания актуальных на тот момент сочинений .
Рукописей Готской Библии до нас дошло только 8, все во фрагментарном состоянии, однако одна из них — Серебряный кодекс , относится к числу богатых иллюминированных изданий, выполненных на пурпурном пергаменте . Ниже приводится перечень сохранившихся готских рукописей Нового Завета:
Во второй половине первого тысячелетия нашей эры постепенно прекратили существование готские государства , готы ассимилировались местным и пришлым населением когда-то завоёванных ими территорий, и готские языки вышли из употребления. Из виду пропал и ценнейший Серебряный кодекс . Лишь в середине XVI века его фрагмент был обнаружен в Верденском монастыре , расположенном неподалёку от Кёльна ( Германия ).
В 1569 году была опубликована молитва « Отче наш » в готском переводе, что привлекло внимание к Готской Библии. Название Кодекс Аргентеус впервые появилось в печати в 1597 году . Из Вердена эта рукопись перешла в императорскую художественную коллекцию, которая находилась в Праге . Однако в 1648 году , когда закончилась Тридцатилетняя война , победители — шведы — захватили рукопись вместе с другими сокровищами. С 1669 года этот кодекс постоянно хранится в библиотеке Упсальского университета в Швеции.
Кодекс Аргентеус первоначально состоял из 336 листов, из которых 187 сейчас находятся в Уппсале . Ещё одна страница — последняя в Евангелии от Марка — была найдена в 1970 году в городе Шпайер ( Германия ).
Со времени обнаружения кодекса учёные начали исследовать текст рукописи, чтобы понять значения слов мёртвого готского языка. Использовав все доступные рукописи и учтя предыдущие попытки восстановить текст, немецкий учёный Вильгельм Штрейтберг суммировал всю проведённую работу и опубликовал в 1908 году «Die gotische Bibel» ("Готская Библия"), расположив параллельно древнегреческий и готский тексты.
Сегодня Готская Библия в основном интересует учёных. Но то, что она была создана и ценилась в то время, когда делались первые переводы Библии, свидетельствует о сильном желании Ульфилы и его решимости перевести Слово Божие на современный тогда язык.