Interested Article - Ге, Николай Николаевич

Никола́й Никола́евич Ге ( 15 [27] февраля 1831 , Воронеж 1 [13] июня 1894 , хутор Ивановский , Черниговская губерния ) — русский художник - живописец и рисовальщик , мастер портретов , исторических и религиозных полотен . Изредка выполнял также скульптурные работы.

Биография

Детские и юношеские годы

Николай Ге родился в Воронеже в семье помещика Николая Ге . Старший брат драматурга Ивана Ге .

Предки: прадед художника, французский дворянин Матьё де Ге (Matieu de Gay), эмигрировал из Франции в Россию в 1789 году (начало Великой французской революции ); дед художника, Осип Матвеевич, служил в чине прапорщика в Конно-гренадёрском Военного ордена полку и, по Указу Екатерины II от 8 февраля 1793 года, в числе 2406 французов, проживавших в России, в обязательном порядке подписал документ о присяге, «осуждающий злодеяния революции и поклялся на Святом Евангелии в верности Божьей милостью ниспосланной королевской власти» (то есть подтвердил свою приверженность Бурбонской монархии) .

В 1831 году , когда родился Николай, в центральных губерниях Российской империи свирепствовала холера . Мать будущего художника Елена Яковлевна (урождённая Садовская) скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. Заботы о воспитании новорождённого взяли на себя бабушка Дарья Яковлевна, урождённая Коростовцева, и няня, крепостная женщина . Раннее детство Николая прошло в деревне . В 1840 году Ге учился и жил в частном пансионе Гедуэна в Киеве. В 1841 году поступил в Первую киевскую гимназию , где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Однако по окончании гимназии, в 1847 году, Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Университета Святого Владимира .

Санкт-Петербург. Выбор призвания

Саул у Аэндорской волшебницы. 1857

В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший вопреки воле отца об обучении в столичной Императорской Академии художеств . Поступить в Академию молодой человек не решился и продолжил обучение на математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета . Обучаясь в университете в 1848—1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа .

В 1850 году Ге оставил университет и поступил в Императорскую Академию художеств , где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина . Ещё в юном возрасте, поражённый творчеством Карла Брюллова , Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определённый отпечаток на его собственную живописную манеру . В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии . 28 октября 1856 года венчается с Анной Петровной Забело в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Монастырище Нежинского уезда Черниговской губернии.

За выпускную работу «Саул у Аэндорской волшебницы » в 1857 году Совет ИАХ присудил Ге Большую золотую медаль , что давало право на поездку за границу за счёт Академии и звание классного художника 1-й степени. Весной 1857 года Николай Ге, не дожидаясь разрешения о выдачи ему пансиона, и его жена «побежали за границу», туда, «где ширь, где свобода…».

Пребывание в Европе

Молодой художник посетил Германию , Швейцарию , Францию , Италию .

В Париже на него сильное впечатление произвели два художественных события — Салон 1857 года и посмертная выставка произведений Поля Делароша . В Риме он познакомился с А. Ивановым , чьё творчество оказало «очень глубокое воздействие на Ге» , что заметно уже в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859).

В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты. Так в 1858 году выполнен портретный этюд жены . Помимо этого он выполнят эскизы на исторические сюжеты — «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки » ( 1858 ) и «Разрушение Иерусалимского храма » (1858). Эскиз «Смерть Виргинии» — весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приёмом… напоминает знаменитую картину Брюллова « Последний день Помпеи » . Ге остался недоволен этими эскизами. На некоторое время художник оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры — совершает поездку в Неаполь , где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию , где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу.

Творческий успех и общественное признание

В 1861 году Ге начал писать « Тайную вечерю », а в 1863 году привёз её в Петербург и представил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма» , а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию . Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушённой столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств .

Техника исполнения полотна была несколько необычной и весьма трудоёмкой. Первоначально художник выполнил скульптурный эскиз, чтобы выявить экспрессию пластической формы многофигурной композиции. Это позволило на полотне отказаться от локальной системы колорита; объёмность формы художник «лепит» светом. Предварительно были также выполнены живописные этюды. Так, голову апостола Иоанна написал со своей жены, апостола Петра — с самого себя. Прообразом Христа стала творческая переработка портретов А. И. Герцена и русского певца Г. П. Кондратьева. В подмалёвке картина была выполнена в течение недели, и затем последовало несколько месяцев упорной и трудоёмкой работы. Классический сюжет получил в творчестве художника неожиданное и эмоционально сильное отображение. [ источник не указан 2801 день ]

Флорентийский период

. 1867

После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом . Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, неожиданно для нас пришёл к нам Герцен… Я онемел от радости, впившись в него глазами…» . С разрешения Александра Герцена художник пишет его портрет. Решение «писать Герцена» было чрезвычайно рискованным; Александр Герцен был «государственным преступником» и политическим эмигрантом — непримиримым противником крепостничества и русского самодержавия . Полотно было закончено очень быстро — за пять сеансов, и оставляет ощущение свежести и непосредственности. По мнению критиков, портрет Герцена — лучший в творческом наследии Николая Ге.

Художник пишет также много других портретов и деятельно работает с натуры. В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и высылает её на выставку Академии художеств, но его картину там не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого успеха у публики не имеет. Та же участь постигает и новое его произведение — «Христос в Гефсиманском саду».

Возвращение в Россию. Петербургский период

В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок». Для Первой Передвижной выставки Ге написал картину « Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе » (1871). Картина произвела сильное впечатление на современников и в дальнейшем была куплена известным меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым для своей коллекции .

С 1869 по 1875 год Николай Ге живёт и работает в Петербурге. Здесь им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов России: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, скульптора Михаила Антокольского и других.

Николай Ге в это время исполняет также скульптурный портрет русского критика В. Г. Белинского .

В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые однако уступают по мастерству исполнения «Допросу Петра I».

Ге пробует свои силы в различных жанрах: портретном, историческом, религиозном… Творческая неудовлетворённость и материальные невзгоды заставляют Николая Ге покинуть столицу Российской империи.

Черниговский период

В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Черниговщину . Ге купил небольшой хутор в Черниговской губернии , неподалёку от железнодорожной станции Плиски . До 1879 года художник почти не работал. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках Николай Ге пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.

Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые Ге брался крайне неохотно. Так, им выполнены парные портреты крупного сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика И. Я. Петрункевича (1878) и другие .

Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» (1880), где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа ; его герой изображён в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве душевного волнения художник уничтожил это полотно . Впоследствии специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили картину «Милосердие»: поверх неё и была написана маслом картина «Что есть истина?» .

Дружба со Львом Толстым. Последний период творчества

Бюст Льва Толстого работы Ге (1890) — редкий пример скульптурной работы художника

В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым , а в 1884 году написал его портрет .

Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» ( 1889 ), « Что есть истина? » ( 1890 ), «Иуда» (Совесть) ( 1891 ), « Суд Синедриона. „Повинен смерти“ » ( 1892 ) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева и других; делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.

В российских газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. По мнению большинства критиков, картина «Что есть истина?» не соответствовала смыслу евангельского рассказа, что было главным критерием оценки произведения. В большей части газет и журналов было высказано резко отрицательное отношение к картине. В то же время ряд критиков (среди которых был Даниил Мордовцев ) выступили с защитой произведения Ге. В целом, можно сказать, что критика приобрела характер травли, что подготовило общественное мнение к официальному запрещению картины. 6 марта 1890 года К. П. Победоносцев в донесении Александру III охарактеризовал картину как «кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство, и притом несомненно тенденциозную» и предположил, что её публичный показ может привести к возникновению в народе «нареканий на правительство». Картину «Что есть истина?» сняли с выставки; один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку , но там особого впечатления она не произвела . Та же участь постигла «Суд Синедриона», а в 1894 году — и «Распятие»; последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон . Однако Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели эти его картины; — в них он «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную по выразительности и внутренней экспрессии манеру письма.

За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевская картинная галерея ). С холста предстаёт немолодой человек, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «Автопортрет» считается одной из лучших работ художника .

Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский (ныне — село Шевченко, Бахмачский район ) 1 ( 13) июня 1894 года .

Одна из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.

Семья

Портрет Анны Петровны Ге с детьми (1861—1866, ГРМ )

Жена: Анна Петровна Забела (Забелло-Ге; 1831—1891), киевлянка.

Сыновья:

Адреса

Коллекции

Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном музее «Киевская картинная галерея» (до марта 2017 года — Киевский музей русского искусства) .

В мае 2011 года Третьяковская галерея стала владельцем коллекции рисунков Н. Н. Ге. Коллекция состоит из 55 листов крупного формата; в неё входят этюды, эскизы и наброски к произведениям разных лет, иллюстрации .

Широкую известность получила находка 2011 году в фондах Музея истории Донского казачества картины Николая Ге « Распятие » — единственного известного на настоящее время полотна, написанного, вероятно, по заказу лютеранского или католического храма в качестве запрестольного образа. В настоящее время полотно представлено в постоянной экспозиции Атаманского дворца — филиала музея .

Галерея

В филателии

Примечания

  1. ГЕ // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. Ге Николай Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. , с. 6.
  4. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918. (1841—1893)
  5. Черкасов П. П. Французы в русской армии в 1793 г. Из фондов архива внешней политики Российской империи. — в сб.: Россия и Франция XVIII—XX века. — М. , 2000. — С. 116—118.
  6. . Национальный художественный музей Республики Беларусь . Дата обращения: 6 октября 2019. 6 октября 2019 года.
  7. Стасов В. В. . — Москва: Посредник, 1904. — С. 99. — 502 с. 6 октября 2019 года.
  8. , с. 7.
  9. , с. 8.
  10. , с. 9.
  11. , с. 10.
  12. Н. Ю. Зограф. // Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. — Л. , 1983. — С. 99 . 6 августа 2020 года.
  13. , с. 11.
  14. , с. 13.
  15. , с. 12.
  16. , с. 14.
  17. . vesti.ru. Дата обращения: 20 января 2016. 30 мая 2016 года.
  18. , с. 15.
  19. Дата обращения: 27 июня 2016. 18 августа 2016 года.
  20. , с. 18.
  21. после 1927 года , Санкт-Петербург
  22. . www.citywalls.ru. Дата обращения: 3 октября 2019. 3 октября 2019 года.
  23. от 10 августа 2011 на Wayback Machine — Христианский Творческий Союз
  24. Маркова Н. // Третьяковская галерея : журнал. — 2011. — № 3 (32) . 25 июля 2021 года.
  25. . ГТГ (20 июня 2011). Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  26. от 3 июля 2011 на Wayback Machine — Р. Р. Адагамов
  27. Карпова Т. Л. , Гладкова Л. И. «Распятие» Николая Ге из Новочеркасска // Русское искусство : Журнал. — Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова , 2012. — № 1 (33) . — С. 44—49 . — ISSN .

Литература

  • Николай Николаевич Ге. — Москва — Санкт-Петербург: 1903—1904.
  • Жизнь и творчество Н. Н.: Начало пути. Итальянский период. В Петербурге. Что есть истина? / [Гос. худож. музей им. А. Н. Радищева]. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1972. — 332 с.: ил., портр.
  • Верещагина А. Г. Николай Николаевич Ге / А. Г. Верещагина. — Ленинград: Художник РСФСР, 1988. — 182, [1] с.: ил. — (Русские живописцы XIX века). — Текст парал. рус., англ.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VIII. — С. 211–212.
  • Горина Т. Н. Творческая биография Николая Николаевича Ге: Краткий очерк : [ рус. ] // Николай Ге: Альбом / Автор-сост.: Т. Горина . — М. : Изобразительное искусство, 1977. — С. 5—18. — (Русские художники).
  • Дмитриев Вс. Николай Николаевич Ге // [Санкт-Петербург]. Аполлон. 1913. № 10 (декабрь). — С. 5—43.
  • Лев Николаевич Толстой и Николай Николаевич Ге. Переписка. — Москва — Ленинград: Akademia, 1930.
  • Коваленская Н. Н. Н. Н. Ге // История русского искусства, т. 9, кн. 1. — Москва: 1965. — С. 217—259.
  • Кондаков С. Н. . — СПб. : Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 46. — 454 с.
  • Николай Николаевич Ге, 1831—1894: выставка произведений: каталог / Гос. русский музей, Гос. Третьяковская галерея; [кат. сост. Н. Ю. Зограф]. — Москва: [б. и.], 1969. — 64, [1] с.: ил., портр.
  • Николай Ге: Вектор судьбы и творчества (Матер. Междунар. науч. конф. к 180-летию со дня рождения художника / Науч. ред., сост. Т. Л. Карпова ). — М.: Гос. ин-т искусствознания, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-98287-082-7
  • Порудоминский В. И. Николай Ге: биография отдельного лица — М.: Искусство, [1970]. — 270 с., 30 л. ил.: ил., портр. — (Жизнь в искусстве)
  • Николай Николаевич Ге. — Л. : Художник РСФСР , 1968. — 80 с. — ( Народная библиотечка по искусству ). — С. 81—102.
  • Николай Николаевич Ге, 1831—1894 / Оформление серии Д. М. Плаксина. — Л. : Художник РСФСР , 1989. — 96 с. — ( Массовая библиотека по искусству ). — 30 000 экз. ISBN 5-7370-0027-3 .

Ссылки

в библиотеке «Старатель»

  • — « День » № 90, суббота, 3 июня 2006
Источник —

Same as Ге, Николай Николаевич