Interested Article - Последняя молитва христианских мучеников
- 2020-12-31
- 1
«Последняя молитва христианских мучеников» ( фр. Dernières prières des martyrs chrétiens ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома , оконченная в 1883 году . Находится в коллекции Художественного музея Уолтерса в ( Балтимор , Мэриленд , США ).
История и контекст
Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) учился у известных художников Поля Делароша и Шарля Глейра , прививших ему на всю оставшуюся жизнь страсть к путешествиям, изучению обычаев разных народов, а также особую любовь к Востоку. Первые картины Жерома были высоко оценены одним из самых уважаемых и влиятельных художественных критиков — Теофилем Готье , ставшим впоследствии его другом. На заре рождения массовой культуры провинциал Жером пошёл навстречу новой публике формирующейся буржуазной Франции , став знаменитым у салонной аристократии, познакомив её как со своими академическими портретами и мелодраматическими полотнами, так и с картинами о наполеоновских походах и жизни на арабских базарах, а также работами на мифологические и эротические темы. Находясь на пике своей карьеры в искусстве, Жером был постоянным гостем императорской семьи и занимал должность профессора в Школе изящных искусств . Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, однако жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму .
В это время во Франции появился запрос на новый подход к исторической живописи, выраженный в словах историка Проспера де Баранта , писавшего, что «мы все хотим знать о том, как жили более ранние общества и отдельные личности. Мы требуем того, чтобы их образ был ясно виден в нашем воображении, и чтобы они предстали живыми перед нашими глазами». C конца 1850-х годов Жером оказался невероятно предприимчив в выборе пользовавшихся популярностью исторических сюжетов, начиная от Древней Греции и Рима , в связи с чем его даже обвиняли в работе на потребу публике. В то же время Жером будто ответил на призыв Баранта, взявшись за довольно эклектичное переосмысление своего академизма , во многом находясь под влиянием Жан-Огюст-Доминика Энгра , писавшего свои картины на древнегреческие темы через призму личной и повседневной жизни, а также своего учителя Делароша, выбравшего более понятный общественности театральный подход в живописи на исторические сюжеты. Жером начал работать над достижением баланса между реализмом почти документальной точности и научным подходом к образной реконструкции исторических событий, развив в себе умение мастерски управлять повествовательным потенциалом сюжетов своих картин, ввиду чего они производили неизгладимое впечатление на зрителей. Жером отказался от поэтических обобщений и идеализации главных героев, однако уравновешенная и дотошная в деталях живописная техника художника практически делала людей непосредственными свидетелями событий прошлого .
Тацит писал: «Их [христиан] умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения» .
Искушённым в развлечениях жителям Древнего Рима предлагались, помимо гладиаторских боёв , схватки людей с дикими животными , преимущественно леопардами и львами, привозившимися со всего Средиземноморья . Не отрекавшихся от своей веры христиан с целью полного уничтожения их тел для невозможности будущего воскрешения посылали на арену для растерзания зверями, поливали смолой и сжигали на крестах и кострах, а также полностью засыпали солью, предварительно содрав кожу. Между тем в настоящее время ряд историков подвергает сомнению масштабы преследования христиан в древнем Риме, отмечая, что некоторые случаи мученичества приукрашивались богословами .
Композиция
Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 87,9 × 150,1 см . Подпись с левой стороны — J. L. Gérôme . Место действия картины — Большой цирк . Этот древнеримский ипподром напоминает в архитектурном плане Колизей , на котором, в отличие от Большого цирка, проходили гладиаторские бои и расправы над христианами. Колонны ворот цирка утопают в грязи, испещрённой следами колесниц. По окружности арены на горящих крестах висят обмазанные смолой христиане, в то время как остальные верующие сбились в группу и в последний раз молятся Богу перед тем, как на них нападут выходящие из ворот львы и тигры. На заднем плане виднеется холм, увенчанный храмом с колоссальной статуей, больше похожий на афинский Акрополь , чем на римский Палатин . Исторические неточности Жером компенсировал драматизмом сцены и силой духа мучеников, которым предстоит отдать свою жизнь за верность своей веры . В тематическом плане работа Жерома похожа на картину « Светочи христианства » 1876 года кисти Генриха Семирадского , написанную на тему сжигания Нероном христиан в своих садах в качестве «человеческих факелов» . Баланс между историческим знанием, воображением и иллюзией реальности спустя несколько десятилетий будет почерпнут из картин Жерома кинематографистами для своих фильмов . Так, в частности, сцену из данной работы Жерома можно заметить в итальянской кинокартине 1909 года .
Создание и судьба
В 1863 году картина была заказана Жерому американским меценатом и коллекционером искусства Уильямом Томпсоном Уолтерсом , который в письме жёстко определил все составляющие композиции будущего полотна . Во время работы Жером сделал несколько зарисовок маслом и чернилами на холсте, виденных Готье ещё в студии художника . Один из эскизов в настоящее время находится в коллекции . В 1883 году Жером наконец окончил картину, ставшую, по мнению критиков, одной из самых важных его работ на тему римской истории . Спустя 20 лет после заказа, Уолтерс смог получить картину через своего агента Джорджа А. Лукаса от самого Жерома . Практически в то же время Уолтерс переехал в дом в самом модном районе Балтимора — , где позднее создал свою художественную галерею . После смерти Уильяма Уолтерса в 1894 году дом со всей коллекцией перешёл по наследству в собственность его сына . Генри Уолтерс «на благо общественности» завещал ранее открытую им для общественности галерею в дар и , и в 1931 году, после его смерти, картина перешла в собственность Художественного музея Уолтерса в ( Мэриленд , США ) . Художественный музей Уолтерса как государственное учреждение открыл свои двери для посетителей 3 ноября 1934 года . За время нахождения в музее картина прошла через три реставрации, в ходе которых неоднократно очищался красочный слой, а полотно покрывалось новым лаком .
Примечания
- . Центр Гетти . Дата обращения: 12 октября 2016. 26 сентября 2019 года.
- . . Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано из 24 сентября 2018 года.
- . The Los Angeles Times (21 июня 2010). Дата обращения: 12 октября 2016. 13 августа 2020 года.
- . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 12 октября 2016. 5 марта 2016 года.
- ↑ . Музей Орсе . Дата обращения: 10 октября 2016. Архивировано из 12 октября 2016 года.
- . Музей Гетти (20 января 2010). Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано из 19 марта 2020 года.
- , с. 366.
- , с. 65.
- , с. 31.
- (Tac. Ann., XV, 44) Тацит. Анналы, XV, 44; пер. А. С. Бобовича
- CNN (31 марта 2013). Дата обращения: 14 октября 2016. 18 октября 2016 года.
- ↑ . Чикагский университет . Дата обращения: 14 октября 2016.
- , с. 74.
- , с. 31—35.
- John Barczynski. . Университет штата Пенсильвания (15 октября 2014). Дата обращения: 12 октября 2016. 14 октября 2016 года.
- ↑ . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 9 октября 2016. 6 октября 2016 года.
- , с. 83—84.
- . World Classic Gallery Ltd.. Дата обращения: 12 октября 2016. 30 июля 2016 года.
- , с. 119, 122.
- . . Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано из 11 октября 2014 года.
- . Музей Тиссена-Борнемисы . Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано из 18 октября 2016 года.
- , с. 26.
- ↑ . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано из 26 августа 2016 года.
- ↑ . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано из 26 августа 2016 года.
- . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 12 октября 2016. 16 октября 2016 года.
Литература
- , , Ralph Jackson. . — University of California Press, 2000. — 153 с. — ISBN 0520227980 . (англ.)
- Richard L. Lewis, Susan Ingalls Lewis. . — Cengage Learning, 2013. — 544 с. — ISBN 1133589715 . (англ.)
- Scott Christopher Allan, Mary G. Morton. . — Getty Publications, 2010. — 160 с. — ISBN 1606060384 . (англ.)
- Maria Wyke. . — Routledge, 2013. — 248 с. — ISBN 1317796071 . (англ.)
- William R. Johnston. . — Walters Art Gallery, 1999. — 309 с. — ISBN 0801860407 . (англ.)
Ссылки
- . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 9 октября 2016. 6 октября 2016 года. (англ.)
- 2020-12-31
- 1