Interested Article - Анфим Никомидийский
- 2020-12-09
- 1
Анфи́м Никомиди́йский ( др.-греч. Ὁ Ἅγιος Ἄνθιμος ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Νικομήδειας — святой Анфим священномученик, епископ Никомидийский ; первая половина III века — 303 год ) — епископ , священномученик . Память 3 сентября и 28 декабря (по юлианскому календарю).
Жизнеописание
Анфим родился в Никомидии , с юных лет отличался добродетелью. Принял священнический сан и после смерти главы Никомидийской церкви Кирилла был избран епископом .
Пострадал во время Великого гонения на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане . Преследования христиан особенно усилились, когда в никомидийском дворце императора Диоклетиана случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость.
В праздник Рождества Христова 302 года , когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 000 христиан, император послал в храм глашатая , который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам , в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший богослужение Анфим, епископ Никомидийский, крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Таин . Все 20 000 молящихся скончались в огне, однако епископу Анфиму удалось скрыться в селении Семана недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твёрдо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима.
Через некоторое время Максимиану всё же удалось узнать, где находится Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали его, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить Анфима и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое крещение. Но при этом святитель всё же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? — спросил святитель . — Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа ! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего».
Тогда царь распорядился жестоко мучить Анфима. Сначала его били камнями по шее и проткнули ноги раскалёнными кольями, положили на острые черепки и били палками, затем надели на ноги раскалённые медные сапоги, но Анфим с радостью принимал мучения за Христа. Тогда Максимиан приказал привязать его к колесу и вращать над огнём, но огонь поразил палачей. После этого Анфима заточили в темницу вместе с разбойниками, где святой обратил узников ко Христу. Узнав об этом, Максимиан предложил ему стать первым среди языческих жрецов. Анфим отверг и это предложение императора и по его приказу был обезглавлен .
Гимнография
- Тропарь священномученика Анфима, глас 4:
И нравом причастник,
и престолом наместник апостолом быв
деяние обрел еси, богодухновенне,
в видения восход:
сего ради, слово истины исправляя,
и веры ради пострадал еси даже до крове,
священномучениче Анфиме,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.
- Кондак священномученика Анфима, глас 4:
Во священницех благочестно пожив
и мучения путь скончав,
идольская угасил еси служения,
поборник быв твоему стаду6 богомудре.
Тем же тя и почитает ныне, тайно вопияще:
от бед избави нас
твоими молитвами, приснопамятне Анфиме.
Иконография
Анфим обычно изображается старцем с седой, разделённой на две или три пряди бородой средней длины, большими залысинами на лбу; одеяние традиционно для епископов: подризник , фелонь , омофор , в руках Евангелие . В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота святой Анфим описан так: «не стар, с редкою бородою» . В «Большаковском подлиннике » XVIII века даны уточнения: «Сед, брада Власиева, на концы подвоилась, риза крестовая» .
Известны изображения Анфима в Минологии Василия II , в монастыре Осиос-Лукас (XI век), в монастыре Сопочаны (XIII век), в монастыре Грачаница (XIV век), в соборе монастыре Сучевица (XVII век) и др. Мученичество святого изображено, в частности, в монастыре Высокие Дечаны (XIV век).
Иконография Анфима в древнерусском искусстве следует византийской традиции и представлена в росписях церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (XIV век); церкви Симеона Богоприимца в Зверином монастыре в Новгороде (XV век), на фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 год, предположительно, по мнению Герольда Вздорнова ).
См. также
Примечания
- ↑ .
- ↑ Православный церковный календарь с тропарями и кондаками, Издв-во РПЦ МП, Москва, 2008, стр.127.
- Дионисий Фурноаграфиот. Ч. 3. § 8. № 39 // / [Пер.] Порфирия, еп. Чигиринского. — К. : Тип. Киево-Печерской лавры, 1868. — 250 с. 6 октября 2021 года.
- / Изд. С. Т. Большакова под ред. А. И. Успенского. — М. : Печатня Снегиревой, 1903. — С. 26. — 668 с. 6 октября 2021 года.
Литература
- Герасименко Н. В., Никифорова А. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 714—715. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2 .
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 3. — С. 61.
Ссылки
- .
- 2020-12-09
- 1