Interested Article - Дмитриевский, Алексей Афанасьевич

Алексей Афанасьевич Дмитриевский ( 11 (23) марта 1856 10 августа 1929 ) — русский византинист , ; профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии , Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества .

Биография

Родился 11 марта 1856 года в Астраханской губернии; окончил Астраханскую духовную семинарию, затем в 1878 году поступил в Казанскую духовную академию . В 1882 году назначен преподавателем гомилетики и литургики в Самарскую духовную семинарию , однако по ходатайству ректора академии протоиерея Александра Владимирского был оставлен на кафедре литургики у профессора Н. Ф. Красносельцева .

В декабре 1883 года получил степень магистра за диссертацию «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», которую Красносельцев оценивал как «весьма солидный вклад в науку археологии вообще и археологии православного Богослужения, в частности» .

13 марта 1884 года получил кафедру литургики и церковной археологии в Киевской духовной академии , где преподавал до 1907 года. С 1884 года читал лекции по церковной археологии и литургике.

Летом 1886 года отправился на Восток и несколько месяцев занимался изучением богослужебных рукописей на Афоне (всего описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей). В 1888 году работал в библиотеке Синайского монастыря с рукописями и иконами (всего описал более 500 икон). В 1889, 1891, 1893 и 1898 годах он вновь посетил Иерусалим , Афон, а также Константинополь , Афины , Италию.

В 1895 году вышла в свет докторская диссертация «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы». В 1896 году был удостоен степени доктора церковной истории.

В Киевской духовной академии создал литургическую школу. В журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1886—1907 годы опубликовал 44 отзыва о сочинениях студентов. Один из его учеников, Н. Д. Успенский, писал:

«Это был не только выдающийся учёный, исследователь и талантливый лектор, но и прекрасный педагог, умевший пробудить у своих учеников любовь к труду и науке».

В 1906 году уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии; по поручению Святейшего Синода, участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг; принял деятельное участие в занятиях Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) . В 1907 году был избран секретарём последнего — по выбору председателя ИППО великой княгини Елисаветы Феодоровны и по рекомендации вице-председателя ИППО Николая Аничкова . В ноябре 1907 года, получив звание заслуженного профессора и пенсию, оставил преподавание в КДА.

В 1918 году , не принявший уклона в деятельности Палестинского Общества в научный аспект, прекратил в нем свою работу, но продолжая поддерживать контакты с его членами, переехал в Астрахань, где получил кафедру греческого языка в недавно открытом университете, а в 1919 году был избран проректором.

В 1922 году был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей , основанием для чего послужил поданный им в комиссию протест против изъятия предметов церковной утвари XVII—XVIII веков; был осуждён на год условно и выпущен на свободу в октябре того же года.

В январе 1923 года , после закрытия Астраханского университета, возвратился в Петроград, где поселился в части своей прежней квартиры в доме, некогда принадлежавшем ИППО (Мытнинская ул., д. 10, кв. 10) и пытался устроиться на работу в Палестинское Общество, но все ставки были заняты. Участвовал в работе Русско-византийской комиссии при Академии наук.

С осени 1923 года читал лекции по литургике на Богословских курсах в Петрограде (с середины 1925 года Высшие Богословские курсы; закрыты в августе 1928 года).

Скончался 10 августа 1929 года ; погребён на братском кладбище Александро-Невской Лавры .

Признание

За свои капитальные труды и издания литургических текстов Дмитриевский был избран почетным членом всех четырёх Духовных Академий. В 1903 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1923 году — членом Славянской комиссии Академии наук.

Труды

Архив А. А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 253, другая часть материалов находится в Архиве Академии наук, фонд 214.

  • (Казань, 1884, магистерская диссертация);
  • (Киев, 1890);
  • вып. 1, (Киев, 1891);
  • (Казань, 1893);
  • (Киев, 1894);
  • Сарапиона , епископа тмуитского » (Киев, 1894);
  • ;
  • (Киев, 1897);
  • (Киев, 1899);
  • (Киев, 1902).
  • , Спб. 1909.
  • Дмитриевский А. А. / Подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого ; Отв. ред. В. В. Калугин . — М. : Языки славянской культуры, 2004. — 160 с. — (Studia philologica: Series minor). — ISBN 5-94457-130-6 .
    • Желтов М. С. , диакон. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2005. № 14. С 191—195.
  • Дмитриевский А. А. Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций, прочитанные студентам Казанской духовной академии в 1882—1884 гг. / изд. подг. С. Ю. Акишин, диак. А. В . Щепёткин. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. 610 с.: цв. ил. (Источники и исследования по истории русской богословской науки; кн. 1)
  • в РГБ .

Примечания

  1. Цит. по: от 28 августа 2009 на Wayback Machine На официальном сайте МП.

Литература

Ссылки

  • на официальном сайте РАН
Источник —

Same as Дмитриевский, Алексей Афанасьевич