Оперный фестиваль в Лонгборо
- 1 year ago
- 0
- 0
Харистикий ( греч. χαριστικός — дарственный, пожалованный ) — передача светскому лицу на определённый срок в управление церковного имущества. В первую очередь это относится к монастырям , их земельным владениям и прочим доходам. Таким образом, харистикий — условное владение, аренда . Этот институт известен с конца X века и вводился для повышения эффективности церковного хозяйства . Наибольшее распространение получил в Византии в XI—XII веках. Инициатором передачи монастыря в харистикий выступали не только светские власти, но и патриархи , епископы и игумены . Аналогом харистикия на Западе был бенефиций .
Харистикарий (получатель харистикия, греч. χαριστικάριος ) управлял монастырским хозяйством с правом присвоения части дохода. Его права и обязанности в отношении монастыря были подобны правам и обязанностям ктитора . По признанию самих светских властей, харистикии приносили немалый вред монастырскому хозяйству . Известны случаи отчуждения земельной собственности монастыря харистикарием в свою пользу . Более того, харистикарий получал возможность вмешательства и во внутреннюю жизнь монастыря, влиять на приём в монастырь новых пострижеников, вмешиваться в дисциплинарные вопросы . В XI—XII веках церковью предпринимались попытки ограничить и упорядочить раздачу харистикиев, но эти меры не достигли своей цели. Одну из таких попыток предпринял патриарх Сисиний II (995—998), однако его в этом не поддержала ни церковь, ни император . Постановление собора 1027 года воспрещает продажу или передачу харистикия другому лицу. Раздача харистикиев была ограничена соборным решением 1071 года . Собор постановил разрешить передачу (τα αυτουργια) только клирикам и крестьянам . Однако в скором времени (при патриархе Николае III ) в документах опять появляются жалобы на действия харистикариев. Собор 1107 года постановил изгонять негодных харистикариев с церковных земель, однако давать им возможность выполнить требования, наложенные на них при заключении договора. В этом случае харистикарий может оставаться на церковной земле. Собор настаивает на краткосрочной аренде и постановляет расторгнуть сделки, заключённые более чем на 20 лет с правом продления договора или на 27 лет . Собор, состоявшийся при патриархе Луке Хрисоверге в 1163 году подтвердил ограничения собора 1107 года.
Указом императора Мануила I определялось, что если получивший харистикий не принадлежал к сенаторскому или военному сословию, то есть к лицам, находящимся на службе государства то харистикий может быть отобран в казну .
Как считает Геннадий Литаврин , инициатива передачи монастыря в харистикий со стороны епископов и игуменов объясняется попыткой уберечь от разграбления монастырское имущество, отдав его под защиту надёжному человеку . Так, типик монастыря Святого Маманта прямо сообщает о том, что монастырь пострадал «от патриарха и прочих волков». Желая восстановить монастырь, некто Георгий Капподакиец предпринял усилия по возвращению расхищенных угодий и добился у патриарха признания монастыря независимым .
С другой стороны известны случаи, когда, желая оградить «своё» хозяйство от церковных властей, монастыри настаивали на неподотчётности патриархии в своей экономической деятельности. В 1096 году императору Алексею I поступила жалоба от великого сакеллария церкви Святой Софии. Последовавший за жалобой указ императора воспрещал препятствовать чиновникам патриархии посещать такие монастыри .
Институт харистикия имел как своих защитников, так и противников. Евстафий Солунский , настаивал на необходимости подчинения монастырей светским властям. По мысли святителя, так как идеалом иноческой жизни является нестяжание , а заботы о материальном обеспечении отвлекают монаха от его непосредственной деятельности, то лучшим выходом будет передать эти заботы архонту . Святитель пишет об обмирщении монашества, о сребролюбии монахов. Против раздачи монастырских земель выступал патриарх Антиохийский , который утверждал, что такая практика уничтожает монашество, а в монастырь приходят светские заботы. Харистикарий присваивает не только земли, но и храмы, а монахов обращает в рабов, говорит антиохийский патриарх .