Споры о китайских обрядах
- 1 year ago
- 0
- 0
Исихасткие споры ( Исихастская полемика , греч. Ησυχαστική έριδα ) — богословские споры в Византийской империи в XIV веке между сторонниками и противниками Григория Паламы . Хотя эти споры и не были главной движущей силой гражданской войны в Византии , они влияли и находились под влиянием политических сил, действовавших во время этой войны. Спор завершился победой паламистов и включением паламитских трактовок православного учения в догматику восточной православной церкви, а также канонизацией Григория Паламы.
Примерно в 1337 году исихазм привлёк внимание ученого члена православной церкви Калабрийского монаха Варлаама , прибывшего в Константинополь около семи лет до того. Реагируя на критику его богословских сочинений, которую учтиво высказывал ему афонский монах и проповедник исихазма Григорий Палама, Варлаам встречал исихастов и слышал описания их практики. Получивший образование в духе западной схоластической теологии, Варлаам был шокирован описаниями, которые он слышал, и написал несколько трактатов, высмеивающих эту практику. Варлаам отвергал, как еретическое и богохульное, учение исихастов о природе нетварного света, тождественного тому свету, который был явлен ученикам Иисуса при Преображении на горе Фавор , переживание которого, как говорили, было целью исихастской практики. Его информаторы говорили, что этот свет не был божественной сущностью, но рассматривался как другая ипостась . Варлаам считал эту концепцию политеистической , поскольку она постулировала существование двух вечных существ-видимого ( имманентного ) и невидимого ( трансцендентного ) Бога.
Григорий Палама, впоследствии архиепископ Фессалоникийский , был приглашён своими собратьями-монахами на Афон защищать исихазм от нападок Варлаама. Хорошо образованный в греческой философии ( диалектический метод ) и поэтому способный защищать исихазм методами, используемыми также на Западе, Палама защищал исихазм в 1340-х годах на ряде синодов в Константинополе и написал ряд работ в его защиту.
В 1341 году этот спор был поставлен перед Константинопольским Синодом, который, принимая во внимание отношение к сочинениям Псевдо-Дионисия , осудил Варлаама, который отрекся и почти сразу же вернулся в Калабрию , став впоследствии епископом Византийской епархии в общении с папой. Было проведено ещё пять соборов по этому вопросу, на третьем из которых противники Паламы одержали победу на короткое время. Однако в 1351 году на Синоде под председательством императора Иоанна VI Кантакузина было установлено истинное как учения Православной Церкви, согласно учению Паламы.
Григорий Акиндин , который был учеником Григория и пытался стать посредником между ним и Варлаамом, стал критиковать Паламу после его отъезда в 1341 году. Другим противником паламизма был , который стремился примирить Восточную и Западную церкви. Вслед за решением 1351 года последовали сильные репрессии против антипаламистских мыслителей. Калекас сообщает об этих преследования ещё в 1397 году, и для богословов, несогласных с Паламой, в конечном счете не было иного выбора, кроме как эмигрировать и обратиться к союзу с латинской церковью, путь которого избрали Калекас, а также Димитрий Кидонис и .
{{
cite encyclopedia
}}
:
|title=
пропущен или пуст (
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
{{
cite encyclopedia
}}
:
|title=
пропущен или пуст (
справка
)