Interested Article - Халдейская сирийская церковь

Халдейская сирийская церковь ( сир. ܥܕܬܐ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܖ̈ܝܐ , малаял. കൽദായ സുറിയാനി സഭ ) — митрополичий округ Ассирийской церкви Востока в Индии . Объединяет верующих доэфесской деноминации восточно-сирийского обряда сирийской традиции Малабарского побережья . Своё происхождение ведёт от проповеди апостола Фомы (I век) и индийской части средневековой Церкви Востока . Резиденция главы индийской митрополии находится в Триссуре, штат Керала. По состоянию на 2009 год численность приверженцев Ассирийской церкви Востока в Индии составляет около 30 тысяч человек.

Исторический очерк

Невозможно точно установить время появления христиан в Индии . Легенды относят событие к деятельности апостола Фомы , но следует учитывать, что в древности под Индией понимался широкий круг территорий, включая Йемен и Эфиопию . Достоверным можно считать, что в своей написанной около 530 года « Христианской топографии » византийский купец Козьма Индикоплов описал христианские общины в Бомбее , в Малабаре и Цейлоне . Козьма определённо указывает на зависимость индийских христиан в церковном отношении от Персии . С 345 до 1597 года индийские христиане подчинялись « несторианской » Церкви Востока , присылавшей архиерея для осуществления церковного управления .

Около 800 года в Индии была создана митрополия Церкви Востока . В X веке статус индийской церкви был повышен от митрополии до патриархата . Ко второй половине XIV века, в период упадка, за пределами северной Месопотамии Церковь Востока сохранила свои епархии только на малабарском побережье Индии. Небольшие несторианские общины остались в Иерусалиме и на Кипре, однако единую церковную структуру в Церкви Востока смогли сохранить малабарские христиане Индии . До раскола XVI века значительная часть индийских христиан Святого Фомы пребывала в общении с Церковью Востока .

Малабарские христиане Церкви Востока в Индии, португальский рисунок XVI века

С XII века географически удалённая Малабарская церковь начала переживать кризис и распад иерархических структур. В XVI веке в Индию прибыли португальцы . Сначала португальские миссионеры приняли «несторианский» характер местной церкви, но к концу века они решили активно привести христиан Святого Фомы к полному общению с Римом и к латинскому обряду . Они установили португальских епископов над местными кафедрами и внесли литургические изменения в соответствии с латинской практикой. Расколы Церкви Востока привели к конфликтам различных линий патриархов за контроль над церковью Индии. В то же время, необходимость дожидаться каждый раз прибытия нового епископа из Месопотамии дезорганизовывали функционирование церкви . В 1599 году Диамперский собор во главе с архиепископом Гоа провозгласил унию между несторианской Малабарской и Римско-католической церквами . На соборе было объявлено об отречении от «несторианских заблуждений» и латинизации литургии . Насильственные действия португальцев привели к росту недовольства среди христиан Святого Фомы. Возникла угроза церковного раскола . Действия латинских иерархов привели к тому, что в 1653 году местные христиане поклялись у поклонного креста в никогда не покоряться Ватикану и порвали с Католической церковью, вступив в общение с Сиро-яковитской церковью .

В 1661 году папа Александр VII направил делегацию кармелитов во главе с халдейскими католиками , чтобы восстановить восточно-сирийские обряды под восточно-католической иерархией. К следующему году большинство приходов (72 %) вернулись в общение со Святым Престолом . Эта община, получившая название Пажайакуру ( Pazhayakuttukar ), т. е. «старая вера» в конце XIX века была преобразована в Сиро-малабарскую католическую церковь . Таким образом своё происхождение от движения Пажайакуру ведут восточнокатолическая Сиро-малабарская церковь и Халдейская сирийская церковь Ассирийской церкви Востока .

История и эволюция христиан Святого Фомы

Вторая часть малабарских христиан, отказавшихся от унии с Римской церковью, получила название Путтанкуру ( Puthankuttukar ) т. е. «новая вера» . Эта община обратилась к антиохийскому патриарху дохалкидонской Сирийской церкви с просьбой вступить с ней в общение . В 1665 году яковитский епископ Иерусалимский рукоположил члена клана Пакаломаттом в митрополита Маланкарского и провёл изменения в церковной жизни: упразднил Филиокве , утвердил почитание первых трёх Вселенских соборов и утвердил христологическую формулу о единой богочеловеческой природе Христа . Таким образом часть бывших христиан Церкви Востока вступила в общение с яковитами и образовала Маланкарскую церковь . С 1685 года в Индию яковитскими патриархами были направлены несколько делегаций, которые вели деятельность против последствий латинизации индийских христиан (введение целибата, почитание статуй святых, совершение литургии на бесквасном хлебе , отмена ряда постов) . Из общины Путтанкуру вышли современные дохалкидонские индийская часть Сирийской церкви , Маланкарская церковь , протестантские , , восточнокатолическая Сиро-маланкарская церковь и независимая . В начале XVIII века представитель католикоса-патриарха Церкви Востока митрополит Азербайджанский Гавриил вернул в лоно Церкви Востока 42 католических прихода. Однако после смерти Гавриила в 1730 году эти приходы перешли в яковитскую церковь .

Установить положение христиан, оставшихся верными католикосу-патриарху Церкви Востока после 1599 года представляется затруднительным . Однако очевидно, что некоторая часть таких христиан сохранилась в Индии . В 1861 году часть христиан восточно-сирийского обряда пыталась наладить связь с патриархом Халдейской католической церкви . В июле 1874 года халдейский католический патриарх Иосиф VI Аудо (1847—1878) направил папе Пию IX запрос о подтверждении его юрисдикции на территорию Индии. Не дожидаясь ответа, он отправил , епископа Акры в Индию. Мар Илия добился значительных успехов, убедив местные христианские общины в округе Триссур, а также некоторые церкви в округе Коттаям , признать его своим епископом. Хотя церкви назывались сиро-малабарскими, фактическое положение было таково, что приверженцы восточно-сирийского обряда были наполовину католиками, наполовину несторианами. Тем не менее, к 1877 году к его группе присоединились 24 000 верующих. В 1882 году папа направил в Триссур делегацию латинских католиков и отправил Мар Милоса обратно в Месопотамию .

В 1907 году католикос-патриарх Шимун XIX рукоположил архидиакона митрополитом Триссура. Он прибыл в свою новую епархию в феврале 1908 года . Мар Тиматеос организовал церковное управление епархией и возродил восточно-сирийские обряды и богословие. Эти реформы заставили некоторых последователей отколоться и присоединиться к Сиро-малабарской католической церкви, однако благодаря деятельности Мар Тиматеоса фактически была возрождена первоначальная церковь Индии восточно-сирийской традиции, упразднённая Диамперским собором в 1599 году .

В 1952 году католикос-патриарх Шимун XXI посвятил в митрополиты Индии и Малабара Фому Дармо . С 1960 года Ассирийская церковь Востока вступила в период внутренних споров. Дискуссию инициировал Фома Дармо, поставив под вопрос наследственный принцип передачи патриаршей власти. Визит патриарха в Нью-Дели по случаю третьей ассамблеи Всемирного совета церквей помог временно устранить конфликт. В марте 1964 года Мар Шимун XXI обнародовал декрет реформ, включающий принятие григорианского календаря , сокращение Великого поста и изменения в литургии. На Ближнем Востоке «западные» реформы не поддержали, и по инициативе группы оппозиционных епископов в 1968 была образована Древняя Ассирийская церковь Востока . По причине недостатка в священнослужителях, иракские оппозиционеры обратились за поддержкой к Фоме Дармо, который в 1968 году рукоположил трёх епископов. Те, в свою очередь, избрали его патриархом. В 1968 году Мар Фома рукоположил митрополитом Индии Древней Ассирийской церкви Востока . В 1969 году Мар Фома умер, и его преемником стал Мар Аддай II . Таким образом, с начала 1970-х годов существует две Церкви Востока, примерно равные по числу верующих .

В октябре 1971 года патриарх Шимун XXI назначил Мар Тиматеоса II (умер в 2001 году) новым митрополитом Индии Ассирийской церкви Востока. В последующие годы было предпринято несколько попыток уврачевать раскол. В 1995 году при новом патриархе Ассирийской церкви Востока Мар Дынхе IV было достигнуто соглашение с митрополитом Индии Древней церкви Востока Мукеном, положившее начало процессу примирения. При этом была признана действительность рукоположений, совершённых Фома Дармо после 1964 года, а в июне 1997 года отменено запрещение, наложенное на Мар Фому Дармо .

Современное состояние

По состоянию на 2023 год в Халдейской сирийской церкви насчитывались 1 семинария, 37 приходов, 56 священников, 22 диакона, 3 монахини, 2 диаконисы .

Богословие

Халдейская сирийская церковь придерживается традиционного вероучения Ассирийской церкви Востока . К примеру, в Церкви Востока иконопочитание не получило распространения . В связи с этим характерно, что при восстановлении восточно-сирийской митрополии в Индии, по настоянию митрополита Мар Авималека Тиматеоса, в соответствии с традицией Церкви Востока, из храмов были удалены священные изображения и статуи .

Богослужение

Интерьер кафедрального собора Мат Марьям

Диамперский собор 1599 года запустил процесс латинизации богослужения. В Церкви Востока наиболее серьёзной латинизации подверглась её индийская часть, в которой после униатского раскола фактически появился новый, т. н. сиро-малабарский обряд . Католическая энциклопедия отмечает печальные последствия латинизации для богослужения малабарских христиан:

«Единственным случаем, когда древний восточный обряд был преднамеренно латинизирован является случай малабарских христиан-униатов, где это было вызвано не римской властью, а ошибочным рвением Алежу де Менезеша, архиепископа Гоа, и его португальских советников на Диамперском соборе (1599), которые исказили древний малабарский обряд» .

После восстановления восточно-сирийской юрисдикции в Индии, Халдейская сирийская церковь использует литургию Аддая и Мари , а также две альтернативные анафоры: Феодора Мопсуестийского и Нестория . Текст литургии переведён на малаялам. В современной богослужебной практике большинство частей литургии используются на малаялам для удобства прихожан. Однако большинство священников читают некоторые молитвы на оригинальном сирийском языке .

Примечания

Комментарии
  1. Характеристика современной Ассирийской церкви Востока как « несторианской » считается некорректной, и в современной литературе встречается редко . По мнению некоторых исследователей, обвинение Церкви Востока в несторианстве во многом основано на интерпретации данного учения оппонентом Нестория Кириллом Александрийским . Однако богословие Церкви Востока не идентично той ереси , которая была осуждена противниками Нестория на Эфесском соборе 431 года . Следовательно несправедливо называть Церковь Востока «несторианской» .
Источники
  1. (англ.) . Официальный сайт Халдейской сирийской церкви. Дата обращения: 16 июля 2023. 9 апреля 2023 года.
  2. (англ.) . Официальный сайт Халдейской сирийской церкви. Дата обращения: 16 июля 2023. 9 апреля 2023 года.
  3. К. Д. Никольская, Л. Б. Алаев, А. В. Бочковская, П. В. Топычканов, Э. Небольсин. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона Иннокентий ». — С. 555—591. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-040-0 .
  4. , pp. 60—61.
  5. , pp. 3—4.
  6. , с. 95.
  7. , с. 8—9.
  8. , p. 4.
  9. , с. 52—53.
  10. , p. 112—120.
  11. Курская В. А. . Богослов.Ru (29 мая 2017). Дата обращения: 21 января 2021. 28 января 2021 года.
  12. , p. 345—346.
  13. , с. 52.
  14. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIII : « Максим Маркелл I ». — С. 147. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-049-3 .
  15. , p. 114.
  16. П. В. Топычканов. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 624—625. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .
  17. , с. 67.
  18. Роберсон Р. . Ивановский православный богословский институт. 10 мая 2021 года.
  19. А. Ю. Серёгина, А. А. Ткаченко. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 432—470. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  20. , p. 249.
  21. / Асмус В. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  22. В. В. Тюшагин, А. Г. Крысов, Марко Дино Броджи, Игорь Выжанов. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 484—492. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  23. П. В. Топычканов. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIII : « Максим Маркелл I ». — С. 168—171. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-049-3 .
  24. , с. 68.
  25. , p. 102.
  26. , p. 11—26.
  27. , p. 103.
  28. Селезнёв Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 265—266. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-028-8 .
  29. , p. 144—148.
  30. , p. 90—92.
  31. / Селезнёв Н. Н. // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 375—376. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  32. А. А. Ткаченко. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 475—484. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  33. (англ.) . The Catholic Encyclopedia . 31 октября 2022 года.
  34. (англ.) . Официальный сайт Халдейской сирийской церкви. Дата обращения: 16 июля 2023. 9 апреля 2023 года.

Литература

На русском языке
На английском языке

Ссылки

  • (англ.) . Дата обращения: 18 июня 2023. 18 апреля 2023 года.
Источник —

Same as Халдейская сирийская церковь