Бромид цинка
- 1 year ago
- 0
- 0
Хнана Адиабенский ( сир. ܚܢܢܐ ܚܕܝܒܝܐ ) — сирийский христианский богослов Церкви Востока . Известен как начальник Нисибинской богословской школы . Являлся представителем оппозиционного богословского течения в Церкви Востока .
Родился в Адиабене , обучался в Нисибине , в период ректорства Авраама Бет-Раббанского . Являлся противником несторианского вероучения , за что был изгнан из города Павлом. Однако по распоряжению персидского царя вернулся в город и возглавил Нисибинскую богословскую школу, которой управлял 38 лет до своей смерти в 610 году . За свои догматические убеждения Хнана претерпел преследование со стороны католикоса Церкви Востока Ишояба I (582—595) . В одном из писем католикоса Тимофея I (780—823) говорится о том, что анафема поместного собора Церкви Востока 596 года, созванного при католикосе Сабришо I , направлена против Хнаны и его последователей, отвергавших экзегезу и богословие Феодора Мопсуестийского . Значительная часть сочинений Хнаны, посвящённых экзегезе Ветхого и Нового Заветов , а также богословских трудов, критикующих учение Феодора Мопсуестийского не сохранилась, за исключением двух небольших сочинений о Пятидесятнице , и о прошениях во время .
Хнана Адиабенский был сторонником христологии близкой к халкидонскому богословию , говорившей об одном лице и двух природах во Христе и ипостасном единстве . Также, вопреки восточно-сирийской традиции он допускал использование термина «Богородица» ( сир. ܝܠܕܬ ܐܠܗܐ , yaldāt ’alāhā ) . Также Хнана одобрял идею Оригена об апокатастасисе .
Поскольку информация о богословских взглядах Хнаны сохранилась лишь в источниках, враждебных ему, в историографии остаётся до конца не ясным вопрос к какому богословскому течению принадлежал Хнана Адиабенский. Поскольку имеются сведения о том, что Хнана признавал во Христе две природы , более вероятно, что он следовал неохалкидонскому богословию в духе Второго Константинопольского собора 533 года, чем антихалкидонскому миафизитству .
Богословские взгляды и деятельность Хнаны привели к ответной реакции крайних дифизитов. Догматическое развитие Церкви Востока, осуществлённое Бавваем Великим было результатом борьбы против Хнаны и его сторонников .