Interested Article - Антифонарий
- 2021-09-17
- 1
Антифона́рий ( лат. antiphonale, antiphonarium, [liber] antiphonarius ), в богослужении католиков — обиходная книга с песнопениями и текстами для служб оффиция . Различают монастырский антифонарий и антифонарий, используемый в богослужении для мирян («приходской», или «канонический»); богослужение по монастырскому антифонарию более детализированное, протяжённое и несколько иное по структуре.
Двенадцать древних антифонариев (только их тексты, но не распев) систематически описал солемский монах и выдающийся источниковед Рене Эсбер (Hesbert). В западной медиевистике песнопения оффиция (главным образом, антифоны и респонсории ) зачастую идентифицируют по его каталогам Corpus antiphonalium officii , сокращённо CAO .
Строение
В антифонарии обычно выделяются два основных раздела: проприй и ординарий . Проприй подразделяется на темпорал (Proprium de tempore; песнопения, приуроченные к подвижным праздникам церковного календаря) и санкторал (Proprium de Sanctis; песнопения к неизменным по дате праздникам святых).
Постоянно повторяющиеся в богослужении песнопения, псалмовые тоны и другие тоны речитации, не приуроченные к определённому празднику или определённому святому, собраны в ординарии (Commune, или Ordinarium). Ординарная часть включается во все солемские и орденские издания антифонариев начиная с XIX века. В исторических памятниках она является факультативной.
Строение антифонариев может быть иным в зависимости от региональных и орденских традиций, вплоть до традиций конкретного монастыря или церкви.
Исторический очерк
Первоначально словом «антифонарий» средневековые литургисты называли обиходные книги с антифонами для оффиция и мессы . С IX века сборник песнопений мессы получил собственное название градуал , а слово «антифонарий» стало употребляться в специальном (и нынешнем) смысле как сборник песнопений (и текстов) оффиция.
Первые антифонарии (самые ранние дошли до нас из VIII века) не содержали нотной записи , а только тексты для распева. Самые ранние из сохранившихся нотированных антифонариев восходят к X веку. Ряд ценных средневековых антифонариев («Антифонарий Харткера», Санкт-Галлен , X век; «Антифонарий и градуал из Мон-Рено», X век; « Луккский антифонарий», XII век; « Вустерский антифонарий», XIII век и др.) опубликован в виде факсимиле в нотной серии «Музыкальная палеография» («Paléographie Musicale», изд. Солемского аббатства , 1889–). Сохранившиеся во множестве антифонарии позднейшего времени (в основном, XIV-XVII веков) систематически до сих пор не описаны.
Примечания
- Например, так: Disrupisti Domine (CAO 2250).
Обиходные книги
- Antiphonale Sarisburiense, ed. by W. H. Frere. London, 1901-25.
- Liber usualis. Tournai, 1950.
- Antiphonale monasticum <...>. Paris, Tournai, Roma, 1934.
- Antiphonale Romanum <...>. Paris, Tournai, Roma, 1924.
- Antiphonarium Eremi Beatae Virginis Mariae <...>. Einsiedeln, 1987
Литература
- Corpus antiphonalium officii. Vol. III: Invitatoria et antiphonae. Editum a Renato-Joanne Hesbert, monacho Solesmensi. Roma, 1968 (сокращённо CAO).
- Hiley D. Western plainchant. Oxford, 1993.
- Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: Учебное пособие / Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского.— М., 2008.— 260 с.
Ссылки
- ( Райхенау , XII в.; цифровое факсимиле)
- 2021-09-17
- 1