Interested Article - Анзуд
- 2020-07-29
- 1
Анзуд
(шумерск.),
Анзу
(аккадск., прежнее чтение
Зу
, «
Имдугуд, Им-Дугуд
» = «Буря-Ветер»),
Шуту
.
В шумеро-аккадской мифологии огромная птица божественного происхождения, в виде «орла с головой львицы (то есть всегда без гривы), и обычно лапы орла стоят на двух гривастых львах». Позднее (приблизительно с XIV в. до н. э.) Анзуд имеет также вид «гигантского орла». «В надписях упоминается начиная с XXVI в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах Анзуд обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно — между богами и людьми, он одновременно воплощает и доброе, и злое начала» .
Этимология
Первый корень «Ан-» (в имени «Анзуд», «Анзу») обозначает шум. «Ан» = «небо; бог неба» . Второй корень «-Зуд, -Зу» (и имя «Шуту», которое близко к «-Зуд») можно считать именем собственным этого божества.
Мифы об Анзуде
1) В шумерском « мифе о Лугальбанде » Анзуд помогает ему выбраться из недоступных гор Хуррум.
2) В шумеро-аккадском мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» Гильгамеш изгоняет с дерева хулуппу Анзуда, живущего в его ветвях.
3) О необычайной силе Анзуда говорит то, что именно ему (и ещё нескольким богам-воителям) боги поручили выполнить приговор о «всемирном потопе» :
— «Анзу когтями разрывает небо —
порядок в стране — расколот будто кувшин»
.
В этом фрагменте «когти Анзуда, которыми он разрывает небо» — это молнии.
4) Миф о том, как Анзуд похитил « таблицы судеб » (которые давали власть над богами и людьми), известен в двух версиях:
- старовавилонская версия (здесь имена богов из « шумеро-аккадской мифологии ») — победителем Анзуда назван бог Нингирсу (бог, особо чтимый в древнем городе Лагаше), а в более поздних вариантах — Нинурта. Анзуд крадёт «таблицы судеб» у верховного бога Энлиля; богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзуда «бога войны Нинурту» и даёт ему в дорогу семь ветров. Бог настигает Анзуда и посылает вдогонку птице стрелу. Но, обладая «таблицами судеб», Анзуд заклинаниями излечивает рану. Нинурта смог забрать «таблицы судьбы» у Анзуда лишь с третьей попытки. В ознаменование победы — Нингирсу-Нинурта берёт знак «могучего Анзуда» в качестве своего символа-герба (подобно тому, как в мифологии индуизма Вишну взял изображение побеждённой им птицы Гаруды в качестве своего герба);
- новоассирийская версия (здесь имена богов из «вавилоно-ассирийской мифологии»): Зу крадёт таблицы у Бела. И Анну (верховный бог неба) хочет отправить против Зу великих воинов: Адада (бог грома), Иштар (Великая Богиня любви и войны) и сына Иштар «Бару» — но они не решаются воевать против Зу, считая Зу-Анзуда непобедимым. Окончание мифа утрачено, и неизвестно, побеждён ли Зу кем-либо; но в осколках можно прочесть, что против Зу собрался воевать бог Эа (бог ремёсел и изобретений, бог пресных вод). Цитата:
— "Ану Ададу повелел не ходить.
Богиню зовут они, дочерь Ану,
Ану веленье своё ей изрекает :
«Мощная, ужасная Иштар, наступай неуклонно,
Зу погуби своим оружьем,
Будет имя твоё величаться в сонме великих богов,
Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдётся.
Пусть построены будут божьи дворцы,
По всей вселенной построй для себя грады,
Пускай твои грады причтутся к Экуру
Будь великой среди богов, греми своей славой».
Иштар отвечает на речь,
К Ану-отцу обращает слово:
«Отец, в недоступные горы кто поспешит?
Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад?
Книги Судьбы ухватил он руками,
Властью облёкся, похитил законы,
Улетел тогда Зу, в горах уселся,
Изрекает устами, словно боги Дуранки
.
Супостатов своих он пылью считает,
Силы его ужасаются боги».
Ану Иштар повелел не ходить" (
).
«Изображения Анзуда» в геральдике
«Изображение Анзуда» одно из наиболее популярных в шумерской геральдике :
- Анзуд является центральной фигурой на древнем шумерском знамени; на печати и «каменной булаве правителя»; на большом серебряном «культовом кувшине для масла» изображен «Анзуд, держащий когтями хвосты двух львов»; также «одной из наилучших ювелирных вещей шумерских времён» считают «амулет Анзуда из золота и лазурита» (из чего можно заключить, что «цвета Анзуда» это золотой и синий, то есть «цвет неба» и «цвет небесного огня-молнии-солнца»);
- также Анзуд был «эмблемой великого воителя Нингирсу (бог, близкий к Нинурте) из Лагаша».
Примечания
- Мифологический словарь. — М. : «Советская энциклопедия», 1990.
- Сайт BESTIARY.RU ( от 20 ноября 2010 на Wayback Machine ).
- С. Крамер , История начинается в Шумере. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991. — C. 179—180
- На ріках вавілонських : з найдавнішої літератури Шумеру, Вавілону, Палестини. — К. : Дніпро, 1991.
- С. Крамер , История начинается в Шумере. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991.
- Миф «О том, кто видел всё» // На ріках вавілонських: з найдавнішої літератури Шумеру, Вавілону, Палестини. — К. : Дніпро, 1991.
- шум. „Дур-ан-ки“ = „связь неба и земли“ — то есть „пророчества богов“; это же и название „святилища в Экуре, храме Энлиля в Вавилоне“.
См. также
- от 8 марта 2016 на Wayback Machine Имдугуд схватил двух львов и три человеческие фигуры, крупнейшая из которых — это, вероятно, Enannatum (правитель Лагаша в период около 2400 г. до н. э.; Раннединастический период III ). Раскопки в г. Телло (Южный Ирак ). Хранится в Британском музее (ME 23287).
Литература
- Анзуд // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М.: Советская энциклопедия , 1990. — 672 с.
- «Я открою тебе сокровенное слово…» литература Вавилонии и Ассирии, М., 1981
- «Когда Ану сотворил небо…» литература Ассирии и Вавилонии, М., 2000
- Крамер С. История начинается в Шумере : Пер. с англ.; комментарии В. К. Афанасьевой . — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991.
- На ріках вавілонських : з найдавнішої літератури Шумеру, Вавілону, Палестини. — К. : Дніпро, 1991.
- 2020-07-29
- 1