Interested Article - Лахму
- 2021-04-21
- 1
Лахму ( 𒀭 𒌓𒈬 или 𒀭 𒈛𒈬 , d laḫ-mu, волосатый ) — класс апотропных существ из месопотамской мифологии . Хотя это имя происходит из семитских языков , Лахму присутствовал в шумерских источниках уже в досаргонические времена.
Иконография и описание
Лахму изображается как бородатый мужчина в красной одежде ( tilû ) , обычно с шестью локонами волос на голове. В некоторых текстах атрибутом Лахму назван заступ . Литературные изображения иногда характеризуют его как «голого героя».
Лахму ассоциировались с водой. Обычно считалось, что они были слугами Энки /Эа, а позже и его сына Мардука . В некоторых версиях Атра-Хасиса , Лахму — привратники храма Энки в Эриду и, возможно, «стражи моря». В некоторых текстах перечислено до 50 Лахму. Возможно, изначально они были речными духами, которые, как считалось, заботились о животных, как домашних, так и диких.
Апотропные существа, такие как Лахму, не считались демоническими и защищали дом от демонов, хотя мифы могут изображать их побеждёнными и впоследствии преобразованными врагами богов. В то же время они не считались полностью божественными, поскольку их именам редко, если вообще когда-либо, предшествовал знак дингир («божественный определитель»), и они не носят рогатых тиар (символа божественности).
В апотропных ритуалах Лахму ассоциировался с другими монстрами, такими как Мушуссу , (разновидность мифических змеев), (люди-бизоны, связанные с Шамашем ) или .
Как космологический персонаж
В списках богов Лахму в единственном числе иногда появляется среди предков Ану вместе со своим женским аналогом ( Лахаму ). Они следуют за изначальной парой Дури и Дари (вечность) и другими подобными фигурами, предшествующими и Белили. Ассиролог Франс Виггерманн, специализирующийся на изучении происхождения и развития месопотамских апотропных существ и демонов, предполагает, что эта традиция зародилась в северной Месопотамии . В этом контексте Лахму и Лахаму не обязательно братья и сестры. Длинные списки божественных предков Энлиля или Ану из некоторых списков богов, по крайней мере, иногда предназначались для указания на то, что боги, которым поклонялись жители Месопотамии, не рождались от кровосмешения.
В «Энуме Элиш» , составленной в более позднее время и опирающейся на вышеупомянутую традицию, Лахму — сын Абзу и Тиамат . Он и его сестра Лахаму являются родителями Аншара и Кишар , родителей Ану. В этой теогонии, Лахму — предок Эа и Мардука. Он даруют Мардуку 3 имени после его победы. Космогонический Лахму, предположительно, связан с апотропным, одним из монстров Тиамат.
Фрагментарное ассирийское переписывание Энума Элиш заменило Мардука Ашшуром , приравненным к Аншару , а Лахму и Лахаму заменили Эа/Энки и Дамкину . Уилфред Г. Ламберт охарактеризовал результат как «совершенно поверхностный, поскольку он оставляет сюжет в хаосе, приписывая роль Мардука его прадеду, без каких-либо попыток сгладить возникшую путаницу».
Опровергнутые теории
Авторы XIX-го и начала XX-го веков считали, что Лахму представляет собой зодиак, родительские звезды или созвездия.
Примечания
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 164-165
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 54
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. xiii
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 49; 86
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. xi
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 164-166
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 165
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 143-145
- , Babylonian Creation Myths , 2013, p. 424
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 154-155
- , от 30 декабря 2022 на Wayback Machine [in:] Babylonian Creation Myths , 2013, p. 389: "The history of these two [theogonies] shows that steps were sometimes taken quite specifically to avoid the implication of incest, which was socially taboo."
- , Babylonian Creation Myths , 2013, p. 417
- , Babylonian Creation Myths , 2013, p. 119
- F. Wiggermann, от 1 апреля 2023 на Wayback Machine , 1992, p. 145-150
- , Babylonian Creation Myths , 2013, p. 4-5
- Hewitt, J.F. History and Chronology of the Myth-Making Age. — P. 85.
- W. King, Leonard. Enuma Elish Vol 1 & 2: The Seven Tablets of Creation; The Babylonian and Assyrian Legends Concerning the Creation of the World and of Mankind. — P. 78.
Литература
- Майкл Джордан, Энциклопедия богов , Кайл Кэти Лимитед, 2002 г.
- Блэк, Джереми и Грин, Энтони, Боги, демоны и символы древней Месопотамии , University of Texas Press, Остин, 2003.
- 2021-04-21
- 1