Гриней
— эпитет
Аполлона
, почитавшегося в Гринийской роще близ города в Эолии
. В городке, расположенном между Мириной и Элеей, по Страбону, находился оракул и роскошный храм из белого мрамора
. В роще росли как плодовые деревья, так и не приносившие плода, среди приношений Павсаний отмечает льняные панцири
.
Гринийскую рощу упоминает
Вергилий
в «Буколиках»
, а оракул Аполлона Гринийского — в «Энеиде»
. Именно там произошло состязание
Калханта
с
Мопсом
, описание которого поэтом
Евфорионом
перевёл на латынь
.
Мифы
Существовало несколько мифов, объяснявших происхождение эпитета:
Грина
—
амазонка
, основавшая город в Эолиде. Она бросилась в море, спасаясь от влюблённого в неё Аполлона.
Грин
— царь Мисии, сын
Еврипила
, внук
Телефа
и
Астиохи
. Когда после смерти отца его притесняли соседи, он обратился за помощью к Пергаму, сыну
Неоптолема
и
Андромахи
, переселившемуся в Малую Азию, и основал в память победы города
Пергам
и
(последний с оракулом Аполлона).
Источники
Страбон. География XIII 2, 5 (стр.618); Стефан Византийский. Этника, под словом Γρΰνοι (цит. по:
Лексикон Рошера
. Т.1. Стб.1742)
Страбон. География XIII 3, 5 (стр.622)
Павсаний. Описание Эллады I 21, 7
Вергилий. Эклоги VI 72
Вергилий. Энеида IV 345
Сервий. Комментарий к «Эклогам» Вергилия VI 72, ссылка на Евфориона; Первый Ватиканский мифограф II 92, 3
Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия IV 345 (Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.292; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.427)
Лосев
(Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.379, 663) со ссылкой на Сервия говорит о сыне; но
Лексикон Рошера
упоминает только вариант с дочерью; в издании Сервия 1826 года (т.2, стр.139) говорится: «a Gryno filia»
Сервий. Комментарий к «Эклогам» Вергилия VI 72
Сервий. Комментарий к «Эклогам» Вергилия VI 72; Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.292; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.379