Паласьос-дель-Пан
- 1 year ago
- 0
- 0
Пан ( др.-греч. Πάν ) — древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. Этимология имени традиционно, начиная с гомеровых гимнов , связывалась с греч. πάς , «весь». В настоящее время принято связывать имя Пана с греч. Πάω — «пасти»; на этой основе высказывались предположения об общем индоевропейском происхождении Пана и Пушана из ведического пантеона .
По гомеровскому гимну , Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа . По другой версии, сын Гермеса и Орсинои .
По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис , научил Аполлона искусству прорицания , или Зевса от Фимбриды , или от Ойнеиды . По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада .
Есть версия, что Пан — сын Гермеса и , родившийся в Мантинее в Аркадии . По Дуриду , он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами. По , сын Пенелопы и Аполлона .
По Арефу из Тегеи, сын Эфира от Энои .
По Дидимарху, сын Геи .
По Аполлодору Афинскому , вообще не имел родителей .
Также это эпитет Зевса в орфической теогонии .
По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес , завернув мальчика в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса , видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем ( греч. πάς , «весь») великую радость.
Выкрал сухожилия Зевса у Тифона . Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским . Преследует нимф . Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия) . Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея .
Помогал афинянам при Марафоне , гора Пана есть на Марафонской равнине . Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара . В городе Саэтта его полюбила некая женщина . За помощь богам Пан стал созвездием Козерога .
У египтян это самый древний бог . Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой . Либо стал полукозлом-полурыбой .
У Плутарха приведён рассказ о смерти Пана : греческий корабль, следовавший в Италию , попал в штиль. Когда он дрейфовал около острова Пакси , с острова послышался громкий голос, звавший кормчего корабля по имени. Когда кормчий откликнулся, голос велел ему на обратном пути объявить, что умер Великий Пан. Кормчий так и сделал, и прежде чем он произнёс слова о смерти Пана, с берега поднялся вопль множества голосов. Царствовавший в то время император Тиберий , узнав об этом происшествии, провёл расследование, и его придворные учёные предположили, что Пан мог быть смертен, поскольку являлся сыном Гермеса и Пенелопы.
Многие современные ученые считают, что Пан происходит от реконструированного протоиндоевропейского бога Пехлусон ( греч. Péh₂usōn ), который был важным пастырским божеством . Пехлусон имеет общее происхождение с современным английским словом «пастбище» ( англ. Pasture ) . Возможно, Ригведический бог плодородия Пушан имеет общее с Паном происхождение. Связь между Паном и Пушаном была впервые предположена в 1924 году немецким ученым Германом Коллицем . Знакомая нам форма имени Пан является сокращением от более раннего ( др.-греч. Πάων ), происходящего от корня ( peh₂- «охранять, следить») . Согласно Эдвину Л. Брауну , имя Пан, вероятно, родственно ( др.-греч. ὀπάων «товарищ») . Самоe ранее из сохранившихся упоминаний в литературе о Пане — Пифийская ода 3 Пиндара . В оде Пан ассоциируется с богиней-матерью, возможно, Реей или Кибелой; Пиндар упоминает девушек, поклоняющихся Пану и богине-матери возле дома поэта в Беотии .
Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф . Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим . Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба , в честь которой назван стихотворный размер ямб ).
Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене , которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул , жрицей которого была Эрато . Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником ( греч. ένόδιος, πομπαΐος ), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящён ему грот на акрополе в память поражения персов , на которых будто Пан навёл (панический) ужас во время сражения. Знаменитая статуя Пана Общеизвестного, согласно Павсанию , стояла справа от Пропилей афинского Акрополя перед участком Артемиды и очень почиталась афинянами. Эта крупная и высокая статуя стояла на площадке под крышей.
Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад , нимф и гермафродитов , он, подобно сатирам , был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота .
В жертву Пану приносили коров, козлов, ягнят, молоко.
В римской мифологии Пану соответствовали Фавн , покровитель стад, и Сильван , демон лесов .
При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.
Кроме Пана, индивидуального божества природы, были ещё существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжёлые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.
Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».
Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия .
Эгипан обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы , или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи , молочный брат Зевса . Он породил Козерога . Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами .
Первая из « Шести метаморфоз по Овидию » Бенджамина Бриттена для гобоя соло ( 1951 ) посвящена Пану.
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|