Interested Article - Алоады
- 2021-05-05
- 1
Алоады ( др.-греч. Ἀλωάδαι ) — в древнегреческой мифологии братья-близнецы От ( Ὦτος ) и Эфиальт ( Ἐφιάλτης ), сыновья Посейдона или его сына Алоея и Ифимедии , которые славились нечеловеческой силой и буйным нравом. Первое упоминание Алоадов содержится в « Илиаде » Гомера , где говорится о том, что они заключили бога войны Ареса в бочку и держали в плену больше года.
Бросили вызов олимпийским богам. Взгромоздили на Олимп гору Оса , а на неё Пелион . После стали угрожать, что заберутся по ним на небо и засыпят горами море, сделав последнее сушей, а сушу морем. Убили сами себя копьями, когда Артемида , превратившись в лань, пробежала между ними. От с Эфиальтом бросили копья в оленя, а попали друг в друга. По другим версиям мифа, убиты олимпийскими богами.
В мифах об Алоадах антиковеды видят пережитки мифологии Древней Эллады до формирования культа олимпийских богов . Один из братьев Алоадов Эфиальт является персонажем « Божественной комедии » Данте Алигьери .
Мифы
Происхождение. Ранние годы
Существует множество версий относительно происхождения Алоадов. Согласно наиболее распространённым, братья-близнецы От и Эфиальт были сыновьями или внуками бога морей Посейдона . В « Илиаде » Гомера они представлены сыновьями Алоея , На момент бунта против богов их мать умерла, а мачехой названа Эрибея . Согласно « Одиссее » Гомера , Гесиоду , Псевдо-Аполлодору , Овидию , — сыновья Посейдона и жены Алоея Ифимедеи , Псевдо-Гигину — сыновья Алоея и дочери Посейдона Ифимедеи, или Посейдона и Ифимедеи . Эратосфен называл Алоадов «землеродными», а их имя связывал исключительно с тем, что братья были воспитаны женой Алоея .
В античных источниках приводятся два мифа об обстоятельствах рождения Алоадов. По версии Псевдо-Аполлодора Ифимедея влюбилась в Посейдона. Она каждый день приходила к морю и лила воду на грудь, пока Посейдон не сошёлся с ней. Овидий пишет о том, что у жены Алоея Ифимедеи был любовник Энипей . Посейдон принял образ Энипея, после чего сошёлся с Ифимедеей .
Алоады росли бешеными темпами — каждый год на локоть в ширину и сажень в высоту. К девяти годам они достигли такой силы и размеров, что смогли бросить вызов богам .
Бунт против богов. Смерть
Алоады взяли в плен бога войны Ареса , заковали в цепи и поместили в медную бочку, где он находился тринадцать месяцев. Согласно схолиям к « Илиаде » Арес вызвал недовольство братьев тем, что убил во время охоты Адониса . Мачеха Алоадов Эрибея сообщила Гермесу о местонахождении Ареса. Вестник богов сумел выкрасть и освободить своего брата из плена. По одной из версий мифа бочка, в которой Арес находился в плену, была помещена на звёздное небо созвездием Чаши .
В возрасте девяти лет Алоады посчитали себя настолько могучими, что бросили вызов богам. Эфиальт посватался к Гере или Афине , а От — к Артемиде . Для того, чтобы сразиться с верховным богом Зевсом они взгромоздили на Олимп гору Оса , а на неё Пелион . После они стали грозить, что заберутся по ним на небо и засыпят горами море, сделав последнее сушей, а сушу морем .
Существует несколько вариаций мифа относительно смерти Алоадов. По одной версии — поражён молниями Зевса или стрелами Аполлона . По другой — они поразили сами друг друга, когда Артемида, превратилась в оленя и побежала между братьями. Желая попасть в животное, От и Эфиальт попали друг в друга. Ещё по одной версии оленя пустил между братьями Аполлон, когда те схватили Артемиду и собирались ею овладеть .
В подземном царстве Алоадов привязали к столбу змеями, лицом в противоположные стороны. Между ними находится сова, которая мучает их своими криками .
Другие мифы
Алоады первыми принесли жертвы музам , установив, что гора Геликон будет их священным местом . Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке» описывает местный миф с острова Наксос . Фракийцы похитили фессалийских женщин, в том числе и мать Алоадов Ифимедею, и отвезли на остров. От и Эфиальт во главе войска приплыли на остров и победили находившихся там фракийцев. Местные жители стали почитать их в качестве героев .
Культ и толкование мифа
Алоадов считали основателями своих городов жители в Беотии , в Фессалии . Их могилу показывали в . В античных источниках содержатся указания на их почитание на островах Наксос , Крит , в Карии .
В мифах об Алоадах антиковеды видят пережитки мифологии Древней Эллады до формирования культа олимпийских богов . Алоадов считают персонификацией сельского хозяйства, земледелия . Алоей и Алоады — работники, которые молотят, колотят и топчут зерно. Фантазия древних греков во время формирования культа олимпийских богов превратила их в сильных великанов, которые в своей дерзости не побоялись восстать против богов, за что и были покараны. Согласно другим предположениям, основанных на анализе мифов, описанных у Диодора Сицилийского, а также данных о почитании Алоадов, их воспринимают собирательным образом фракийцев, основывающих колонии .
В искусстве
В « Божественной комедии » Данте Алигьери Эфиальт описан среди четырёх гигантов, помещённых в колодец, который разделяет восьмой (« ») и девятый (озеро « Коцит ») круги ада .
Чья сила великана одолела,
Не знаю; сзади — правая рука,
А левая вдоль переда висела
Прикрученной, и, оплетя бока,
Цепь завивалась, по открытой части,
От шеи вниз, до пятого витка.
«Гордец, насильем домогаясь власти,
С верховным Дием в бой вступил, и вот, —
Сказал мой вождь, — возмездье буйной страсти.
То Эфиальт; он был их верховод,
Когда богов гиганты устрашали;
Теперь он рук вовек не шевельнёт».
Алоады упоминаются в « Метке Афины » Рика Риордана . В ходе повествования Алоады заключают Нико ди Анджело, одного из главных героев, в бронзовый кувшин, где он медленно умирает из-за недостатка кислорода, пищи и воды. Побеждены Джейсоном Грейсом, Перси Джексоном и Бахусом .
В науке
В честь Ота назван Otozoum — ихнород (окаменевшие следы) завроподоморфных динозавров .
Примечания
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 385—389
- Гомер . Песнь одиннадцатая // = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского . Строки 305—307
- ↑ , Перечень женщин. Фрагмент 19, с. 98—99.
- ↑ , I, VII, 4.
- ↑ , VI, 115—117.
- , I, 82.
- ↑ , 28.
- ↑ .
- ↑ , kol. 253.
- ↑ .
- , 40. 4.
- , XXXVI, 250.
- , kol. 253—254.
- ↑ , IX. 29, 1—2.
- , V. 50—52.
- , IX. 22, 5.
- ↑ , kol. 254.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. I.
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- , Ад. Песнь XXXIV, 85—96, с. 161.
- Риордан, Рик . Главы 47—48 // Герои Олимпа. Книга 3. Метка Афины . — М. : ЭКСМО, 2014. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-65347-8 .
- Hitchcock, Edward, 1847, "Description of two new species of fossil footmarks found in Massachusetts and Connecticut, or of the animals that made them", American Journal of Science and Arts Series 2 , 4 (3): 46-57
Литература
- Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М. : Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
- Гомер. Илиада Н. И. Гнедича . / Пер.
- Гомер. Одиссея В. А. Жуковского . / Пер.
- Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая Жизнь / Перевод с итальянского, вступительная статья и комментарии к «Божественной Комедии» Михаила Лозинского. — М. : Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. — 768 с. — ISBN 978-5-389-06131-6 .
- Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
- Нонн Панополитанский . / Перевод с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб. : Алетейя, 1997. — 595 с. — (Античная библиотека. Античная история). — ISBN 978-5-89329-33-X.
- Овидий . / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1977.
- Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
- / Перевод с латинского языка, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. — Алетейя, 2000.
- Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
- Псевдо-Гигин . Астрономия / перевод с латинского и комментарии А. И. Рубана. — СПб. : Алетейя, 1997. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-017-8 .
- Псевдо-Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 51.
- Schultz. // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 253—255.
- . : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1894. — Bd. I, 2. — Kol. 1590—1592.
- 2021-05-05
- 1