Interested Article - Кифара

Кифара на краснофигурной амфоре так называемого Берлинского художника (V в. до н. э.). Сосуд хранится в Метрополитен-музее (Нью-Йорк)
Римлянка, настраивающая кифару (справа) и самбику . Фреска из Помпей , I в. н. э. ( Национальный археологический музей Неаполя )

Кифа́ра ( др.-греч. κιθάρα , лат. cithara ) — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент ; самая важная в античности разновидность лиры . Кифара считалась инструментом Аполлона ; в отличие от авлоса — инструмента Диониса .

Краткая характеристика

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. Считается, что в Гре­цию инструмент был за­ве­зён из Егип­та и Ма­лой Азии . Стра­бон на­зы­вал её «ази­ат­ской» .

На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжёлый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12 (см. Тимофей Милетский ). На кифаре играли стоя, держа ее перед грудью. Левой рукой исполнялась мелодия, а правой делали ритмичные удары по струнам . На кифаре иг­ра­ли кос­тя­ным плек­тром , который кре­пил­ся к ин­ст­ру­мен­ту шнур­ком. Во вре­мя иг­ры ин­ст­ру­мент под­дер­жи­вал­ся с по­мо­щью рем­ня, при­вя­зан­но­го к за­пя­стью .

Изначально кифара использовалась для аккомпанемента пению. По-видимому, в классическую эпоху она стала использоваться также как сольный инструмент. Если ещё для Платона «игра на одной лишь кифаре» ( др.-греч. κιθάρισις ψιλή ) — признак дурной (лишённой «воспитательного» слова) музыки ( Законы , 669e), то для модерниста Афинея — это уже особое мастерство, заслуживающее своего термина, «псилокифаристика» ( др.-греч. ψιλοκιθαριστική ) .

Терминология

Впервые сло­во «кифара» (в архаической форме) встречается в " Илиаде " Го­ме­ра . Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаре́дом , по другой традиции, кифаро́дом ( др.-греч. κιθαρῳδός ); музыканта, играющего на кифаре (без пения),— кифаристом ( др.-греч. κιθαριστής ). Искусство пения под кифару у греков называлось кифаро́дией ( др.-греч. κιθαρῳδία ). Был разработан целый ряд формульных мелодических композиций — номов , на которые поэты распевали гекзаметрические стихи Гомера и стихи собственного сочинения. Кифародические номы были известны всем ценителям музыки по именам («Беотийский», «Эолийский», «Высокий» и другие) и использовались как «конкурсные» сочинения на праздниках и играх (например, Пифийских). Легендарным создателем кифародических номов древние считали (например, у Псевдо-Плутарха ) Терпандра . Искусство игры на кифаре как таковой именовалось кифаристикой ( др.-греч. κιθαριστική ).

Иконография

Изображение кифары на саркофаге Святой Триады, XIV век до н. э.. Археологический музей Ираклиона

Одно из первых известных изображений кифары — на так называемом (минойского поселение на Крите), который выставлен в Археологическом музее Ираклиона . Саркофаг использовался во время микенской оккупации Крита (ок. 1400 до н. э.) .

По другим сведениям, пер­вые изо­бра­же­ния кифары да­ти­ро­ва­ны ок. 900 до н. э .

Рецепция

В Средние века термином cithara называли различные струнные инструменты. От слова cithara (в средневековой орфографии citara ) в новоевропейских языках произошли названия популярных музыкальных инструментов « гитерн », « цитра » и « гитара ».

Иоанн Златоуст , будучи ярым противником «мирской» музыки, обращался к прихожанам: «Ныне ваши дети предпочитают сатанинские песни и пляски…» И далее, обличая зажиточную паству , возглашал: «Богатые люди после трапезы приводят кифаредов и авлетов; они превращают свой дом в театр…» .

Известные исполнители

Упоминания в древнегреческой литературе

Примечания

  1. В греческом слове ударение падает на второй слог, в латинском — на первый слог (поскольку второй от конца слог краткий, cithăra).
  2. : [ 13 января 2021 ] / С. Н. Лебедев // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 193. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
  3. . proza.ru . Дата обращения: 11 ноября 2021. 11 ноября 2021 года.
  4. Athen. Deipnosoph. 14, 637f. Афиней ссылается здесь на (не дошедшую до нас) «Аттиду» Филохора . Поскольку «Пир мудрецов» написан в популярном «расслабленном» жанре, (здесь и вообще) нельзя относиться к цитатам Афинея как к достоверным свидетельствам исторической науки. Более древних упоминаний «псилокифаристики» нет.
  5. , University of Arkansas.
  6. J. A. Sakellarakis. Herakleion Museum. Illustrated Guide to the Museum. Ekdotike Athinon, Athens 1987, p. 113 f.

Литература

  • Maas M., Snyder J.M. Stringed instruments of Ancient Greece. New Haven, London, 1989 (обсуждение иконографии лирообразных в архаике и классике; более поздняя иконография авторами не рассматривается).
  • Mathiesen T . Apollo’s lyre. Greek music and music theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln & London, 1999 (дальнейшая обширная библиография — в этой книге).
  • Петров В. В. Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2004, № 11, с.291-243; № 12, с.243-271.
  • Петров В. В. Кифара и псалтерий в символической органологии античности и раннего средневековья // Историко-философский ежегодник, 2008. М., 2009, с.27-51.
Источник —

Same as Кифара