Венецианская школа живописи
- 1 year ago
- 0
- 0
Лоре́нцо Ло́тто ( итал. Lorenzo Lotto ; 1480 , Венеция — 1556 , Лорето ) — один из крупнейших венецианских живописцев. Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения. Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы. После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян . В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном . По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана » .
Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо , и Libro di spese diverse — записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником. Многие свои работы Лотто подписывал и датировал .
Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность . В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне » . Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини , находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого . Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.
Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494—1495 (возможно) и в 1506—1507 годах бывал Дюрер , а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп. Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений. Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто — характерные особенности северной живописи. Стиль таких художников, как Чима да Конельяно , был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры .
Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо , где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа , который составляли учёные и художники . , выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего» . Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» — сложную , подобную « », написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов .
Для церкви Святой Кристины в близ Тревизо Лотто создал в 1505 году . В центральной части алтаря представлена Дева Мария с младенцем, окружённая святыми, тип изображения Богородицы, называемый Святым собеседованием . Несомненна связь этого алтарного образа с « » Беллини и « Алтарём Кастельфранко » Джорджоне. Традиционная иконография у Лотто получает новое развитие. Художник отступает от обычной трактовки Святого собеседования как сцены углублённого созерцания. Взгляды, которыми обмениваются персонажи, их жесты, вносят элемент беспокойства, который усиливается холодным светом и резкими контурами .
« » для и « », ( Музей истории искусств , Вена ) в 1506 году стали последними работами для Лотто в Тревизо .
Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати . С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней. В 1508 году Лотто закончил большой для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером .
После краткого возвращения в Тревизо, в 1509 году он отправился в Рим , вызванный папой Юлием II для того, чтобы принять участие в украшении апартаментов в Ватиканском дворце . Здесь он работал вместе с Содомой и Брамантино , росписи впоследствии были уничтожены, так как требовалось освободить место для произведений Рафаэля .
С определённой долей уверенности можно отнести к римскому периоду « » (1509, Замок Святого Ангела ), к этой теме художник уже обращался в 1506 году (в этой картине искусствоведы усматривают влияние изобразительного искусства Германии и Нидерландов ). Римская версия отличается менее «северным», светлым, но в то же время тревожным пейзажем с антропоморфными деревьями.
Судя по поздним картинам художника, он побывал в Перудже и во Флоренции , где познакомился с работами Перуджино и Рафаэля. Лотто вернулся обратно в Марке, что известно из контракта, подписанного 18 октября 1511 года художником с Братством Доброго Иисуса Ези . Лотто обязался написать «Снятие с креста» для церкви Сан-Флориано (в настоящее время картина хранится в местной художественной галерее).
В 1513 году Лотто выдержал своего рода соревнование с другими художниками, в результате которого он был выбран доминиканцами Бергамо для исполнения запрестольного образа их церкви (Chiesa dei Santi Domenico e Stefano). Началось его пребывание в городе, где прошли самые спокойные и плодотворные годы жизни художника .
По мнению Р. Лонги Лотто, как и Моретто , Савольдо и Морони :
«… отдав дань „grand goût“ века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту <…>, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению чётко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторённым путём» .
В 1524 году Лотто получил заказ от графа Джованни Баттиста Суарди, представителя известной семьи из Бергамо, на украшение часовни у семейной виллы в Трескоре . Представление на фреске капеллы Суарди Христа в виде виноградной лозы соперничает «по странности с загадочными измышлениями средневековой символики» . Сцены из житий святых Варвары , Клары , Бригитты соседствуют с изображениями пророков и сивилл , предсказавших торжество Христа . Эпизоды из житий святых Клары и Варвары Лотто, подобно Мемлингу (см. «Страсти Христовы»), помещает в современную городскую среду.
Создавая фреску с историей святой Бригитты, Лотто был вынужден, следуя интерьеру часовни (где в стенах два оконных и один дверной проёмы), разделить роспись на три части. На каждой из них представлены несколько эпизодов из жизни святой.