Портрет Бальдассаре Кастильоне
- 1 year ago
- 0
- 0
Бальдассаре Томмазо Перуцци ( итал. Baldassare Tommaso Peruzzi ; 15 января 1481 , Сиена — 6 января 1536 , Рим ) — итальянский архитектор и живописец эпохи Высокого Возрождения и раннего маньеризма .
Родился в небольшом городке близ Сиены. С 1503 года работал в Риме. Быстро получил признание как архитектор и мастер иллюзорных росписей, создающих эффект продолжения архитектурного пространства: квадратуры . Поэтому Перуцци считают создателем римской школы фасадных росписей, в основном гризайлью , но они не сохранились до нашего времени. Вначале Перуцци работал вместе с Донато Браманте , но затем перешёл к Рафаэлю . Биографы считают автором знаменитого «Письма Рафаэля» папе Льву Х — введения к Археологическому плану античного Рима — именно Перуцци.
В 1508—1511 годах Бальдассаре Перуцци совместно с Рафаэлем, Себастьяно дель Пьомбо и другими участвовал в постройке и росписях виллы Фарнезина в Риме. Именно там он написал свою знаменитую квадратуру в «Зале перспектив» (1508—1511). После смерти Рафаэля в 1520 году вместе с Антонио да Сангалло Младшим возглавлял работу по строительству собора Святого Петра . После страшного разграбления Рима в 1527 году Бальдассаре Перуцци вернулся в родную Сиену и работал там архитектором республики. В 1535 году вернулся в Рим. Его последней постройкой стал Палаццо Массимо-алле-Колонне в Риме ( 1532 — 1536 ).
Перуцци погребен в римском Пантеоне рядом с могилой Рафаэля. Учеником Перуцци был архитектор-маньерист и теоретик Себастьяно Серлио . Сын Бальдассаре Перуцци — Джованни Саллюстио также был архитектором. Другой сын, Онорио, учился живописи у своего отца, а затем стал доминиканским священником в монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме .
В числе его учеников — Пьетро Катанео .
Перуцци увлекался античной археологией, математикой, астрономией, геометрией и перспективой. Он был подлинным человеком возрождения, но в своём индивидуальном стиле причудливо соединял нормы римского классицизма , созданные Браманте и Рафаэлем, с элементами маньеризма, нарождающегося барокко и родными ему готическими архаизмами сиенской школы живописи . В этом он типичный маньерист. В его архитектурных работах маньеризм проявился, по тонкому наблюдению Б. Р. Виппера , в необычно изогнутом фасаде, аритмично расставленных колоннах и пропорциях оконных проёмов Палаццо Массимо-алле-Колонне . В его живописных работах привлекает необычная экспрессия, типично маньеристичная изощрённость заполнения фигурами всего изобразительного пространства.
Кисти Перуцци принадлежат фрески в Санта-Мария-делла-Паче , Палаццо Мадама , римских церквах Сант-Онофрио-аль-Джаниколо , Сан-Пьетро-ин-Монторио и Сан-Рокко, росписи в Капелле Сан Джованни (Святого Иоанна Крестителя) в Соборе Сиены . С точки зрения иконографии музыкальных инструментов интересен полиптих Перуцци «Четыре музыкальных бога», на котором изображены Пан , Амфион , Мусей и Марсий (выставлен в Лувре ).
Рисунок Перуцци «Андрокл и лев», созданный по мотивам сказаний о рабе Андрокле , находится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.