Interested Article - Кирка (мифология)
- 2021-03-04
- 1
Кирка ( др.-греч. Κίρκη ; в латинизированной форме Цирце́я ) — в греческой мифологии дочь Гелиоса и океаниды Персеиды (или Персы ). По некоторым авторам, дочь Аполлона и Эфеи .
Сестра Пасифаи . Родственная с Гекатой богиня луны и, как Геката и Медея , чародейка, колдунья .
По Гомеру , жила на острове Ээя ( др.-греч. Αἰαία , местоположение острова в сказаниях о Кирке географически неопределимо). Либо на острове Энария , или острове Меония . Местопребывание Кирки позднее было перенесено с дальнего востока на запад, к Тирренскому побережью: ее именем назван мыс на Италийском берегу (в Лации). Жила у Тирренского моря, прибыла на остров в колеснице Гелиоса . Она очистила аргонавтов после убийства Апсирта .
По изложению Диодора , Кирка была дочерью Ээта и Гекаты . Вышла замуж за царя сарматов , отравила его зельем. Став царицей, была очень жестока с придворными, отчего утратила царскую власть. Бежала на просторы Океана и поселилась на острове вместе с сопровождавшими её женщинами; либо в Италии на мысе Керкей
Известно сказание о безнадёжной любви Кирки к морскому богу Главку , которому она отомстила, превратив в чудовище его возлюбленную Скиллу. Другое сказание — о любви Кирки к царю авзонов , сыну Сатурна Пику , которого она превратила в дятла.
Кирка и Одиссей
Во время морских странствий на её острове оказался Одиссей . Несколько его спутников отправились осматривать остров, но были превращены Киркой в свиней. Тогда Одиссей пришел к дому волшебницы и с помощью подаренного Гермесом чудесного растения моли победил её чары. Кирка, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться на острове и разделить её любовь. Одиссей согласился, но прежде взял с неё клятву, что она не замышляет против него ничего дурного и вернёт человеческий облик его спутникам, обращённым в свиней. Прожив год на острове в неге и довольстве, Одиссей, по настоянию товарищей, стал просить Кирку отпустить их на родину. Получив согласие богини, сначала он отправился к Аиду , чтобы узнать от прорицателя Тиресия о предстоящих ему испытаниях.
Согласно описанию Гомера , у Кирки было четыре служанки- нимфы , дочери потоков (ассоциируются с четырьмя райскими реками). Согласно Аполлонию Родосскому , звери Кирки — первые плоды эволюции, описанной Эмпедоклом .
Получив от Тиресия желанные сведения, Одиссей вернулся на остров Кирки. Кирка предупредила Одиссея об опасностях, которые ожидали его у острова Сирен , в проливе, где обитают Сцилла и Харибда , и у острова Тринакрии. Одиссей пустился в дальнейшее плавание. Кирка научила Одиссея делать узлы .
По Гесиоду, от Одиссея у Кирки родились сыновья Агрий и Латин (Гомер этого не упоминает). По другой версии, Кирка родила от Одиссея сына Телегона (либо Навсифоя и Телегона ).
Позже Кирка вышла замуж за Телемаха , но была убита им, когда тот полюбил её дочь .
В позднейшей традиции
Гробницу Кирки показывали на островке Фармакуссы у Аттики . Утверждали, что от Кирки происходит италийское племя марсов , которое поэтому защищено от укусов змей . Гора Киркей в Лации — место охоты . На горе Киркей был храм Кирки, там показывали чашу Одиссея . Киркейский холм был в Колхиде .
Действующее лицо сатировской драмы Эсхила « Кирка » (фр.309-311 Радт) и ряда комедий. Предположительно Одиссей и Кирка изображены на .
По интерпретации, она была гетерой и очаровывала гостей .
Влияние на современное искусство
Кирка в литературе
Анализ и интерпретации мифа встречаются в литературе, например:
- « Метаморфозы » Овидий книга 14
- Плутарх . «Грилл, или О том, что животные обладают разумом»
- «Цирцея» (1916) — стихотворение Ивана Бунина
- Тема Цирцеи развивается в 15 главе романа Дж. Джойса « Улисс ».
- Рассказ Хулио Кортасара «Цирцея» (Circe, 1951)
- Рассказ Роджера Желязны «Проблемы Цирцеи» (Circe Has Her Problems, 1965)
- В романе « Час Быка » Ивана Ефремова приводится рациональное объяснение мифа:
Цирцея — великолепный миф незапамятных времён, возникший ещё от матриархальных божеств, о сексуальной магии богини в зависимости от уровня эротического устремления: или вниз — к свинству, или вверх — к богине. Он почти всегда истолковывался неправильно. Красота и желание женщин вызывают свинство лишь в психике тех, кто не поднялся в своих сексуальных чувствах выше животного. Женщины в прежние времена лишь очень редко понимали пути борьбы с сексуальной дикостью мужчины, и те, кто это знал, считались Цирцеями. Встреча с Цирцеей была пробным камнем для всякого мужчины, чтобы узнать, человек ли он в Эросе. Сексуальная магия действует лишь на низкий уровень восприятия Красоты и Эроса.
- Роман «Цирцея» (2004) Максима Чертанова (псевдоним Марии Кузнецовой).
- Исторический фикшн от Меделин Миллер (2018) предлагает ещё одну интерпретацию истории Цирцеи.
Кирка в музыке
- 1650 : «Улисс на острове Цирцеи», опера Джузеппе Дзампони
- 1675 : «Цирцея», музыкальная драма Шарпантье
- 1694 : «Цирцея», музыкальная трагедия Анри Демаре
- 1734 : «Цирцея», опера Райнхарда Кайзера
- 1765 : « Телемак , или Остров Цирцеи», опера Глюка
- 1779 : «Цирцея», опера Мысливечека
- 1783 : «Цирцея», опера Чимарозы
- 1938 : «Цирцея», опера Цемлинского , не завершена
- 1948 : «Цирцея», опера Вернера Эгка, по Кальдерону
- 1963 : «Цирцея», балет Алана Хованесса (ор. 204), музыка которого в том же году была переработана композитором в (ор. 204а), восемнадцатую по счёту .
- 1968 : «Кирка», сцена 3 первого акта оперы « Улисс » Луиджи Даллапикколы .
В астрономии
В честь Цирцеи назван астероид (34) Цирцея , открытый в 1855 году.
Примечания
- (англ.)
- ↑ Н. О. // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1903. — Т. XXXVIII. — С. 230.
- // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1903. — Т. XXXVIII. — С. 230.
- Н. О. // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1901. — Т. XXXIIа. — С. 777.
- в русский язык в XVIII веке вошла форма Цирцея из латинского; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческой литературе распространяется более точное написание Кирка
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С.652; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 1 далее
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Гесиод. Теогония 956
- Гомер. Одиссея X 138—139
- Первый Ватиканский мифограф III 1, 70
- . Дата обращения: 8 ноября 2014. 8 ноября 2014 года.
- Нонн. Деяния Диониса XXII 75
- Гомер. Одиссея IX 31; X 135—139
- ↑ Гигин. Мифы 125
- Первый Ватиканский мифограф I 15, 1
- Гесиод, фр.390 М.-У.
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 24
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 45, 5
- Гомер. Одиссея X 348—351
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 666—675
- Гомер. Одиссея VIII 448
- Гесиод. Теогония 1013
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 14-17
- Ликофрон. Александра 808 и комм.
- Страбон. География IX 1, 13 (стр.395)
- Комм. 111 И. И. Маханькова к Солину
- Полибий. Всеобщая история XXXI 22, 2
- Страбон. География V 3, 6 (стр.232)
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 198
- Павсаний. Описание Эллады V 19, 7
- Гераклит-аллегорист. О невероятном 16
- . Дата обращения: 22 июля 2017. 1 апреля 2013 года.
Литература
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-03-04
- 1