Шамиль, Мухаммад Саид
- 1 year ago
- 0
- 0
Аи́д ( др.-греч. Ἀΐδης ( Aides ) или ᾍδης , или Гаде́с ; у римлян — Плуто́н , др.-греч. Πλούτων ( Ploúton ), лат. Pluto «богатый»; также Дит лат. Dis или Орк лат. Orcus ) в древнегреческой мифологии — верховный бог смерти и подземного царства мёртвых . Старший сын Кроноса и Реи и старейший из Олимпийских богов; брат Зевса , Посейдона , Геры , Деметры и Гестии . Супруг Персефоны , вместе с ним почитаемой и призываемой.
Происхождение имени бога точно не выяснено; во всяком случае, оно ассоциировалось с др.-греч. ἀϊδής «невидимый», ἀΐδιος «вечный», ἀϊδνός «мрачный», αἰδοῖος «почтенный, сострадательный»; αἰδώς, «благоговейный страх, почтение», но и «милосердие»; ἀΐδηλος «делающий невидимым», то есть «губительный», или же «невидимый, неведомый, таинственный, мрачный».
Согласно Гесиоду , когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей (по версии Гигина , он был сброшен отцом в Тартар ). После раздела мира между тремя братьями (Зевс, Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
Согласно Гомеру , Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека . В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами .
Миф об Аиде как боге нежеланного, пугающего небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства ( πυλάρτης ( pylártis )).
Будучи богом смерти, Аид вызывал страх: само имя его греки и римляне табуировали , так как боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами , среди прочих, и обозначением Плутон, вошедшим в употребление ещё в V веке до н. э. и окончательно вытеснившим первоначальное имя Аид, употреблявшееся как единственное Гомером . Таким образом, фигура Аида «вобрала» в себя образ бога Плутоса , первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием элевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико - аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека .
Супруга Аида, Персефона , также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.
В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида ( Ἄϊδος κυνέην ( Aidos kunéin ) — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично « шапке-невидимке » из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей , убивая Медузу Горгону ; Афина , помогая Диомеду против Арея , чтобы не быть узнанною последним ; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса .
Скипетр Плутона изображает трёх псов . У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом .
Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры ), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице . Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия , где, как считалось, и произошло похищение.
Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната , и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.
В поздних версиях мифов у Аида и Персефоны нет детей. В более ранних у Персефоны был сын от Аида по имени Загрей.
Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея , но был ранен Гераклом (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе поклонялись Аиду, там был его храм . По описанию « Илиады », Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону .
Существует мнение [ источник не указан 3402 дня ] , что это место из «Илиады» относится к другому мифологическому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда отправился похитить для Еврисфея из царства мёртвых стража Аида — адского пса Цербера .
Пирифой , в ответ на помощь в похищении Елены , попросил Тесея помочь похитить жену Аида Персефону, чтобы жениться на ней самому. Герои спустились в царство мёртвых и потребовали от Аида отдать Персефону. Аид не показал гнева, но предложил героям присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (по другой версии — их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда к Аиду спустился Геракл, а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за своё нечестивое желание .
Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом , ускользнувшим однажды из царства мёртвых .
Аид упоминается в сказаниях об Орфее , спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой . Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.
Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией .
Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых». Слово др.-греч. Ἀΐδης обычно этимологизируется из * smu-id «свидание, встреча (с предками)» . Также слово Аид возводится к греческому слову «невидимый» ( Ἀϊδωνεύς ( Aidoneús )) . Сравнивают также образ шлема Аида как шапки-невидимки и отсутствие изображений Аида в древнегреческом искусстве.
Культ Аида встречался в Греции нечасто. Согласно Павсанию , Аида нигде не почитали, кроме Элиды , где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям .
Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств , причём Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида находились обыкновенно близ глубоких пещер, расщелин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносили обыкновенно чёрный скот, чёрных быков.
Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем, подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере Деций Мус , обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия , имени Плутона.
Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия , иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит). Аид — действующее лицо комедии Аристофана « Лягушки ». Поздняя античная литература ( Лукиан ) создала пародийно-гротескное представление о нём.