Interested Article - Диана (богиня)

Возвращение Дианы с охоты. П. П. Рубенс , 1615

Диа́на ( лат. Diāna ) в римской мифологии богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны ; соответствует греческим Артемиде и Селене .

Диана Версальская

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией — богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов — «хозяек леса».

Иногда Диане, так же как и Юноне , добавляли эпитет « Луцина » — покровительница деторождения . Эти функции, принадлежавшие Юноне, на Диану были перенесены под влиянием греческого культа Артемиды .

В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов , которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий , по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин . Годовщина основания храма считалась праздником рабов .

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

В честь Дианы назван астероид (78) Диана , открытый в 1863 году.

Изображали с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде.

Этимология

В европейские языки заимствовано из позднелатинского имени , произошедшего от латинского имени (с долгой ī ). Последнее было сокращенной ( синкопированной ) формой имени , произошедшей от латинского ( „божество“ ) + (суффикс прилагательного женского рода). В свою очередь от праиталийского ( „бог“ ) + (форма именительного падежа женского рода праиндоевропейского суффикса , который в русском языке развился в суффиксы -ный и -ная ). В свою очередь от праиндоевропейского ( „бог“ ), произошедшего от праиндоевропейского ( „небеса“ , „дневное небо“ ; „сиять“ ). Изначально — древнеримская богиня света и луны; позже стала рассматриваться в качестве римского аналога древнегреческой богини Артемиды . Латинское имя этимологически родственно аттическому древнегреческому имени ( „Дионе“ ), аналогично образованного посредством синкопы из более старого древнегреческого имени Διϝωνη ( „Дивоне“ ), от праиндоевропейского *dyúh₃onh₂- .

Функции

Согласно Жоржу Дюмезилю , Диана имеет праиндоевропейское происхождение . По его мнению, первоначальные функции богини заключались в соединении небесного мира с бегом времени, обеспечении преемственности поколений, откуда и сформировалась её функция родовспомогательницы, а также мирной смены царей и нормального функционирования царской власти .

Также являлась олицетворением Луны, подобно тому как её брат Аполлон в период поздней Античности идентифицировался с Солнцем. Под именем Дианы в провинциях Римской империи почитали «хозяйку лесов», богиню-мать и покровительницу растительного и животного плодородия, отождествляя её с эллинскими Артемидой и Гекатой .

Триединая богиня

Денарий 43 г. до н. э. с изображением статуи триединой Дианы

Изначально, ещё у этрусков в VI столетии до н. э., Диану почитали в качестве триединой богини, как богиню Луны, охоты и подземного царства. Эти функции впоследствии распределили между богинями Луной , Дианой и Гекатой или Прозерпиной. В этом контексте она обладала властью на небе, земле и под землёй .

Благодаря нумизматике до нас дошло изображение архаической статуи из святилища Дианы около озера Неми . Озеро Неми наз. "Круглое зеркало Дианы". На этом озере стоял Коллизей из дерева приморской сосны и лиственницы, где соревновались корабли гладиаторов в честь праздника Дианы. Представление о Диане, как о тройственной богине, сохранялось как минимум до I века до н. э., о чём свидетельствуют сочинения Вергилия , Горация и Катулла .

Богиня перекрёстков и подземного мира

Эпитет «Тривия» или «Triformis» в римском обществе также толковали как «богиню трёх дорог» . Это обозначение богини имело несколько мрачный характер, так как метафорически указывало на путь в подземный мир . В трагедии I века « Медея » Сенеки главная героиня призывает Тривию, подразумевая богиню подземного мира Гекату . Символ перекрёстка также имеет отношение к Диане-охотнице, так как обозначает наилучшее место для установки капканов, различные пути по которым может пойти животное и человек .

Культ

Культ Дианы в городе Аричча около озера Неми имел одну уникальную особенность. Жрецом богини мог стать только беглый раб. Когда он приходил в священную рощу, то там его встречал другой бывший беглый раб, ставший жрецом Дианы. В смертельном бою они и решали, кто из них будет служить ей до смерти от очередного претендента .

Почитание

Культ Дианы среди италиков существовал ещё до основания Рима. По преданию, его туда принесли сабины и их легендарный царь Тит Таций вскоре после создания города Ромулом и ещё при его жизни . Более того, города Латинского союза объединялись вокруг культа Дианы, так как считали её покровительницей всего союза . Когда Рим начал занимать среди городов союза центральное место, в нём построили посвящённый ей храм .

Отождествление италийской богини Дианы с греческой Артемидой произошло не ранее 433 г. до н. э. В этот год в Риме официально учредили культ Аполлона . Диану стали почитать в качестве его сестры .

В древнеримском обществе разные слои населения объединялись вокруг отдельных божеств. Культ Дианы был особо почитаем среди рабов .

Храм Дианы

По преданию храм Дианы в Риме был построен при шестом римском царе Сервии Туллии на Авентинском холме . Согласно современным представлениям, его сооружение связано с тем, что Рим начал занимать центральное место в Латинском союзе , города которого объединялись вокруг культа данной богини. Храм построили на взносы всех городов союза .

С этим храмом связан один из первых элементов, вошедших впоследствии в «римский миф» — политическую мифологию, которая создала образ вечного и великого города Рима, которому боги уготовали всемирную цивилизаторскую миссию . Так, у одного сабинянина в стаде была поразительно большая и красивая корова. Он получил предсказание, что город, чей гражданин принесёт в жертву Диане эту тёлку, получит превосходство над всеми остальными. Желая восстановить превосходство сабинян он отправился в Рим. По пути его встретил римский жрец, который, узнав особое жертвенное животное, сумел отправить сабинянина совершать омовение в Тибре. В то время как хозяин коровы совершал ненужные ритуалы, римлянин и принёс животное в жертву .

Мифы

Согласно приведенному Овидием мифу, после смерти второго римского царя Нумы Помпилия его супруга Эгерия погрузилась в скорбь. Она удалилась в Ариций, где в роще, посвящённой Диане, стала оплакивать своего мужа. Её плач и стоны стали мешать справлять культ богини. Диана сжалилась над несчастной женщиной и превратила её слёзы в холодный прозрачный источник .

С Дианой связан романизированный греческий миф об Ипполите . Согласно античным римским источникам сын Тесея и, предположительно, возлюбленный Дианы , отверг любовные домогательства своей мачехи Федры . Тесей проклял сына и призвал в свидетели своего отца Нептуна . Он в свою очередь наслал безумие на коней Ипполита, которые его и растоптали. Однако Эскулап , по просьбе Дианы, воскресил мёртвого. Ипполит не захотел простить отца и удалился в посвящённую Диане арицийскую рощу , где стал одним из младшим богов под именем Вирбия .

Наследие

Богиня слыла покровительницей пленённых Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов.

Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу.

В религии

Культ Дианы был родственен культу Ницневин (также известной, как Дама Хабонд, Перчта, Херодиана и так далее) в Европе периода Нового времени [ источник не указан 3554 дня ] . Она была связана с мифами о женской Дикой охоте .

Викка

В наше время существует ветвь викки , носящая название , которая характеризуется чрезвычайным вниманием к женскому аспекту Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении — «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» включает в себя богиню Диану как Королеву ведьм; ведьмы — мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Также говорится, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму, а свет — для своего брата Аполлона. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .

В языке

Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

Диана-охотница, Школа Фонтенбло , ок. 1550

В эпоху Возрождения художников вдохновляла так называемая «Версальская Диана» (греческая скульптура, датируемая IV в. до н. э., Лувр), показывающая Артемиду (Диану) в короткой (до колен) и подпоясанной на талии тунике, сопровождаемую оленем. В одной руке у неё лук, другая поднята, чтобы вынуть стрелу из колчана у неё за спиной.

Тема трактовалась очень разнообразно:

  • Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (и иногда сатиров) с дротиками;
  • она возвращается с охоты, неся свою добычу — птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами;
  • отдыхает после охоты; иногда она спит, как и её нимфа; рядом лежит её оружие и множество дичи;
  • Диана и нимфы, напуганные сатиром.

Простая аллегория Целомудрия, побеждённого Распутством, выглядела так: компания веселых и похотливых сатиров отдаётся своему любимому времяпрепровождению — неожиданно набрасываются на нимф, хватают их в объятия, срывают с них одежды. Нимфы в ужасе отбиваются и убегают в лес. Диана поднимает свое копьё, намереваясь защититься; её собаки рычат на нападающих.

См. также

Примечания

  1. // СПб. : 1835. — Т. 2. — С. 409—410.
  2. Луцина // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — С. 325. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .
  3. от 17 августа 2019 на Wayback Machine // Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русскаго языка — СПб.: Изд. В. И. Губинскаго, 1910—676 с.
  4. Квинт Гораций Флакк от 17 августа 2019 на Wayback Machine
  5. , с. 16.
  6. , с. 311—312.
  7. , с. 33.
  8. , p. 144.
  9. , p. 134—135.
  10. , p. 139.
  11. Вергилий. Энеида. Книга VII. 516 Тривии озеро звук услыхало, услышал сернистый
  12. Вергилий. Энеида. Книга VII. 778 Вот почему и теперь в заповедную Тривии рощу
  13. Гораций. Оды. Книга третья. 22 Ликом тройная
  14. Катулл. 34 Именуешься Тривией,
  15. , p. 140.
  16. , p. 133.
  17. Сенека. Медея. 787—811
  18. , p. 128—129.
  19. , с. 149.
  20. , с. 220.
  21. // / edited by F. W. Walbank, A. E. Astin, M. V. Frederiksen, R. M. Ogilvie. — second edition. — Cambridge University Press, 2002. — Vol. VII. — P. 92. — ISBN 0-521-23446-8 .
  22. , с. 91.
  23. , с. 5.
  24. Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 26 (4)
  25. // / edited by F. W. Walbank, A. E. Astin, M. V. Frederiksen, R. M. Ogilvie. — second edition. — Cambridge University Press, 2002. — Vol. VII. — P. 92. — ISBN 0-521-23446-8 .
  26. Бирюков А. В. // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. — 2009. — № 1 (22) . — С. 43—47 .
  27. Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга I. 45
  28. , с. 77—78.
  29. Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XL (79) : Шуйское — Электровозбудимость. — С. 146—147.
  30. , с. 240.
  31. , с. 53.
  32. Вергилий. Энеида. Книга VII. 761—779
  33. Овидий. Метаморфозы. Книга XV> 492—546
  34. , с. 31—32.
  35. Falcon River (2004) от 11 ноября 2005 на Wayback Machine . From The Witches Voice. Retrieved 2007-05-23.
  36. Charles G. Leland, Aradia: The Gospel of Witches , Theophania Publishing, US, 2010
  37. (недоступная ссылка) in '98 and

Источники и литература

  • Вергилий . // Буколики. Георгики. Энеида. — М. : Художественная литература , 1979.
  • Квинт Гораций Флакк . Собрание сочинений. — СПб. : Биографический институт. Студия биографика, 1993.
  • Дионисий Галикарнасский . // Римские древности. В 3 томах / Перевод с древнегреческого Н. Г. Майоровой. Ответственный редактор И. Л. Маяк. — М. : Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. — Т. 1. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-347-00002-3 .
  • Гай Валерий Катулл Веронский. / Перевод С. В. Шервинского. Примечания М. Л. Гаспарова. — М. : Наука, 1986. — (Литературные памятники).
  • Публий Овидий Назон . // Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского. — М. : Художественная литература, 1977.
  • Луций Анней Сенека . // Трагедии / Перевод С. А. Ошерова, комментарии Е. Г. Рабинович.. — М. : Искусство, 1991.
  • Тит Ливий . // История Рима от основания города / Перевод В. М. Смирина. Комментарий Н. Е. Боданской. Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова. — М. : Наука, 1989. — Т. I.
  • Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / ответственный редактор д. и. н. Е. С. Голубцова . — М. : Наука , 1987. — 22 000 экз.
  • Штаерман Е. М. // Мифы народов мира / главный редактор С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 311—312.
  • Марк Туллий Цицерон . // Философские трактаты / Перевод с латинского (в т. ч. и стихов, кроме особо оговоренных случаев) и комментарии М. И. Рижского. Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров.. — М. : Наука, 1985.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М. : Астрель, АСТ, 2000. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1 .
  • Alföldi A. // American Journal of Archaeology. — 1960. — Vol. 64, № 2 . — P. 137—144.
  • Green C. M. C. . — Cambridge ; New York ; Melbourne ; Cape Town ; Singapore ; Sao Paulo: Cambridge University Press, 2007. — ISBN 0-521-85158—9.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. Xa. — С. 739.
  • Диана (мифологич.) // Дебитор — Евкалипт. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 8).
Источник —

Same as Диана (богиня)