Interested Article - Лапифы
- 2021-04-17
- 2
Лапи́фы ( др.-греч. Λᾰπίθαι , букв. «хвастуны») — полу мифическое -полуисторическое племя, многочисленные представители которого встречаются в разных мифах, а также в « Илиаде ».
Лапифы жили в северной части Фессалии , а также на Пелионе , откуда были прогнаны кентавры , Оссе , Пинде (в ущелье которого наяда с богом реки Пенеем произвела на свет Гипсея , царя лапифов), в долине Пенея, окрестностях Олимпа и т. д. Вне Фессалии с именем лапифов связаны города и области: Олен, Элида (куда переселился Форбант (сын Лапифа) ), Книд, Родос, Феней, Малея. Связь этого племени с географическими именами, а также широкое его распространение указывают на то, что лапифы были не просто великанами , произведёнными народной фантазией, но отчасти историческим племенем, игравшим значительную роль в росте ранней эллинской культуры [ источник не указан 1626 дней ] . В историческое время в Коринфе и в Аттике вели своё происхождение от эпонимов -родоначальников из лапифского племени.
Происхождение лапифов и их правители
О происхождении лапифов и их царях повествует Диодор Сицилийский , пересказывая древние мифы : от Океана и Тефии родился Пеней , от Пенея и нимфы были рождены Гипсей и Стилба , а Стилба от Аполлона родила Лапифа и Кентавра .
Лапиф поселился у реки в Фессалии, названной в честь Пенея, где стал царём и женился на Орсиноме, от которой у него было два сына — Форбант и , унаследовавшие власть в этих краях. Вся совокупность народов, живших на подвластной им территории, стала называться лапифами.
Сын Лапифа Форбант перебрался в Олен , откуда его призвал на помощь опасавшийся могущества Пелопа царь Элеи Эпей, сын Эндимиона, внук Аэтлия, который и передал ему царскую власть над Элидой. Эту власть над Элидой позднее унаследовали Эгей и Актор .
От Перифанта и Астиагийи дочери Гипсея родился Антион (старший из восьми сыновей). Антион женился на Перимеле. От этого брака произошёл Иксион (который, совокупившись с облаком в образе Геры, породил человеко-природных кентавров).
Цари лапифов
столицы (а) и Ларис(с)а
- Гипсей , сын Пенея
- Лапиф , сын Аполлона
- Флегий , сын Ареса
- Иксион , сын Антиона или Флегия
- Пирифой , сын Иксиона, совместно с Элатом
- Кеней , сын Элата
- Корон , сын Кенея
- Полипет , сын Пирифоя, совместно с Леонтеем , сыном Корона
царство лапифов разрушено войсками Эгимия , царя дорийцев , и Гераклом
Война лапифов с кентаврами
Согласно Диодору, война была спровоцирована тем, что кентавры, будучи родственниками Пирифоя, предъявили претензии на часть его владений, но Пирифой отказался с ними поделиться. После этого конфликт был улажен, однако поведение пьяных кентавров на свадьбе Пирифоя и Гипподамии привело к возобновлению войны. Лапифы и Тесей , присутствующий на свадьбе, убили большую часть кентавров, «а прочих изгнали из города ». Однако вскоре кентавры собрались с силами и напали на лапифов, разгромив их и вынудив бежать в Фолою (гора в Аркадии), а затем, когда кентавры захватили и её, лапифы были вынуждены бежать на полуостров Малею и обосноваться там.
Павел Орозий , со ссылкой на Палефата , отождествляет кентавров с фессалийцами , так же как и Палефат, не считая их кентаврами. Палефат описывает конфликт, случившийся на свадьбе Пирифоя и Гипподамии между кентаврами и лапифами, следующим образом:
И вот, когда однажды лапифы позвали кентавров на пир, те, опьянев, хватают их жен, заставляют их сесть на коней и мчатся вместе с ними к себе домой. Затем кентавры, нападая на лапифов, стали вести с ними войну; спускаясь ночью в долину, они устраивали им засады; с наступлением дня, похитив, что можно, и предав огню остальное, кентавры убегали в горы. Когда они таким образом отступали, то смотревшим на них издали представлялось со спины, что это лошадь, за исключением головы, а остальным — что это люди, кроме ног. Видя эту необычную картину, люди говорили: «Нападают на нас кентавры из Тучи». От этого их вида и такой истории невероятным образом сочинили миф, что из тучи на горе родилось существо, в котором соединились конь и человек.
—
Известные представители лапифов
Из отдельных лапифов особенно выдающуюся роль играют в мифологических сказаниях:
- Пирифой , на свадьбе которого кентавр Эвритион , опьяненный вином, задумал посягнуть на честь невесты, Гипподамии (происшедшая вследствие того битва прекрасно описана у Овидия (« Метаморфозы », XII, 210 и сл.); греческие художники часто изображали её в своих произведениях, стараясь выразить этим идею победы греческой культуры над грубым варварством);
- Иксион , которого Зевс привязал в царстве Аида к колесу, обвитому змеями, за то, что он дерзнул распространить слух о связи своей с Герой ;
- Кеней , участвовавший в калидонской охоте и походе аргонавтов ;
- Лапиф , сын Аполлона и Стильбы (в ранних сказаниях его имя не упоминается, на основании чего можно заключить, что он был эпонимом позднейших мифов);
- Мопс , участвовавший в калидонской охоте и походе аргонавтов ;
- Полипет , сын Пирифоя, который повёл лапифов под Трою .
Лапифы в литературе
Что за огромные ясени мечет Моних по лапифам
— Ювенал
Примечания
- Диодор Сицилийский . Историческая библиотека. Книга IV. LXIX
- Неизвестное географическое место
- Орозий . История против язычников. Книга I. 13. 3
- Палефат . О невероятном. Книга I. О кентаврах
- Децим Юний Ювенал . Сатиры. Книга I. 1
Литература
- Палефат . . Дата обращения: 12 декабря 2010.
- Орозий . . Дата обращения: 12 декабря 2010.
- Диодор Сицилийский . Дата обращения: 12 декабря 2010.
Ссылки
- 2021-04-17
- 2