Interested Article - Селена

Эндимион смотрит на спускающуюся к нему Селену. Античная фреска из Помпей
Селена и Эндимион, фреска из Помпей

Селе́на ( др.-греч. Σελήνη ; от др.-греч. σελήνη — «луна», далее от σέλας — «свет, сияние» ) — одна из богинь в древнегреческой мифологии , известная также под именем Ме́не ( др.-греч. Μήνη , от др.-греч. μήνη — «луна») . Богиня Луны , в поздней античности отождествлявшаяся с Артемидой и Гекатой .

« Титанида », дочь Гипериона и Тейи .

Согласно аркадянам , они родились раньше Луны .

Описание

Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» ( Пиндар , Эсхил ), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния ( Сапфо ).

Селена была дочерью Гипериона , по некоторым источникам — Гелиоса , то есть Солнца ; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле ; её чествовали жертвоприношениями в дни полнолуния ; ей посвящён день весеннего равноденствия , когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней .

В небесах возлюбленным Селены был сам Зевс ; от него она родила Пандию , которую чествовали в Афинах в дни весеннего равноденствия; в горной Аркадии другом Селены был Пан . По рассказу, Пан полюбил Луну, превратился в белого барана и увлёк её в рощу .

В Олимпии имелось изображение Селены, едущей верхом, о чём был некий рассказ . О почитании Селены у кавказских албанов упоминает Страбон .

Наиболее известным любимцем Селены был юноша Эндимион , рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде .

Некогда юный охотник или пастух (либо царь), Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши. В Эндимионе, то есть погружающемся в волны океана, М. Мюллер видит образ Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению Преллера, это гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Элиде , древнейшее население которой, возможно, было родственно жителям Карии , Эндимион почитался сыном царя Аэфлия и счастливым любимцем Селены, которая имела от него 50 детей (50 лунных месяцев олимпийского цикла) .

Согласно эвгемерической версии, Селена — дочь людей Гипериона и Басилеи, после гибели брата она бросилась с крыши дома .

Ей посвящены XXXII гомеровский гимн и IX орфический гимн .

Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны , месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название и первоначальное, реальное значение имени Σελήνη было бы совершенно забыто, то богиня Селена, наверное, явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдалённых по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды .

В честь Селены назван астероид (580) Селена , открытый в 1905 году.

Селена ( Пергамский музей , Берлин )
Геспер , Селена и Фосфор ( Лувр , Париж )

Неоязычество

В неоязыческой религии викке греческая богиня Селена считается аспектом Триединой богини .

Мена

Ме́на ( микенск. me-no ) ) — имя Селены у смертных [ привести цитату? 1635 дней ] . Именуется «трёхтелой» . В Афинах чтили Мену (Селену) как мать прорицателя и поэта Мусея , которого она родила от Антифема .

Мены — богини фаз Луны , дочери Селены и Эндимиона. Вероятно, в их число входили Немея (новая луна), Пандея (убывающая луна), Месомена (прибывающая луна), Мениск (полумесяц) и Мена (полная луна) [ источник не указан 1283 дня ] .

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1223.
  2. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 649—650.
  3. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1370.
  4. Селена / Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 424.
  5. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 269.
  6. Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека I 6, 1; 7, 5
  7. Smith, William . (англ.) . www.perseus.tufts.edu (1873). Дата обращения: 12 июля 2020. 7 августа 2020 года.
  8. Гомер . Одиссея IX 144
  9. , с. 181.
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. Гесиод . Теогония 371; Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека I 2, 2
  12. Лукиан . Об астрологии 26
  13. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  14. Гомер . Гимн XXXII.
  15. Вергилий . Георгики III 391—393; Комментарий Н.Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб. , 1994. С. 434
  16. Павсаний . Описание Эллады V 11, 8
  17. Страбон . География XI 4, 7 (стр.503).
  18. Проперций . Элегии II 15, 15—16
  19. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека III 57, 5 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.785
  20. ancientrome.ru . Дата обращения: 12 июля 2020. 3 августа 2020 года.
  21. Составление и общая редакция А. А. Тахо-Годи. Античные гимны.
  22. (англ.) . — Infobase Publishing, 2008. — P. 319. — 449 p.
  23. (англ.) . — Lakeside, 1998. — P. 28. — 124 p.
  24. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.64
  25. Орфическая теогония из Дервени , ст. 37 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 47. Орфика, фр. 91 Керн.
    Нонн . Деяния Диониса от 16 июля 2019 на Wayback Machine 219

    Тифон, за узду ухватившись
    Белую туров, богиню терзает рёвом стозевным
    Гадов шипящих, лиющих яд из пастей разверстых.
    Не отступая бьётся Мена с ним Титанида,
    С аспидами Гиганта (сама круторога богиня!),
    Бьёт она их светоносным венцом рогатым телицы —
    Жалобно мечутся, стонут быки богини Селены,
    Впавши в безумье тотчас пред Тифоновой пастью бездонной.

    216—223

    и др.

  26. Нонн . Деяния Диониса от 26 августа 2019 на Wayback Machine 385

    О Геракл Астрохи́тон, владыка огня, повелитель
    Миропорядка, о Гелий, пастырь людей длиннотенный,
    По всему небосводу скачущий огненным диском,
    Путь двенадцатимесячный деющий, времени отпрыск,
    Круг за кругом проходишь — и за твоею повозкой
    Жизнь для ста́ра и мла́да льётся рекою единой:
    Мудрый родитель Мены трёхтелой ты безматерней,
    И Селена росистая призрачное питает
    Отражённое пламя светом лучей твоих щедрым,
    Рожки гнутые бычьи приращивая понемногу!

    379—388
  27. Гермесианакт . Каталог влюблённых, С. 15—16
  28. Лексикон (Суда) // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М. , 1989. С.66

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Селена