Ехи́дна
,
Эхидна
(
др.-греч.
Ἔχιδνα
, буквально «гадюка») — в
древнегреческой мифологии
богиня, представлявшаяся в виде исполинской полуженщины-полузмеи (
дракайна
)
.
Дочь
Форкия
и
Кето
, жившая под землёй в
киликийских
Аримах
, либо дочь
Тартара
и
Геи
, либо дочь Перанта (
Πείρας
) и
Стикс
, либо дочь
Фанета
.
Сестра и жена
Тифона
, мать двуглавого пса
Орфа
, трехглавого
Цербера
,
Лернейской гидры
,
Немейского льва
(от Тифона или Орфа),
Химеры
,
Сфинкса
,
Колхидского Дракона
(по версии
[
кого?
]
) и
Эфона
(орла
Зевса
, клевавшего печень
Прометея
).
Изображалась в виде женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, совмещая в себе красоту и свирепый характер. Иногда называлась стоглавой
. Похищала заблудившихся путников и ела их.
Согласно
Пиндару
, она прогрызлась на свет из утробы матери
.
Тиберий
сравнивал с Ехидной
Гая Калигулу
.
В различных вариантах мифов Ехидна была убита
Гераклом
или
Эдипом
. Ещё по одному варианту, была задушена во сне
Аргусом
.
В других культурах
Через
длинноволосых галлов
, завоёванных Римом, Ехидна перекочевала в западные провинции. Например, народные предания Южной Франции (
Прованса
и
Лангедока
) рассказывают о страшном чудовище
(или огненной змее) которое «по пояс иммат образ человека яко девица, а от пояса вниз
крокодилов
образ иммат». И во лбу этого «вуивра» горит огненный «
карфункул
». Когда чудовище купается в реке, оно оставляет
драгоценный камень
на берегу, как бы «раздевается от камня». Согласно легенде невиданно счастлив будет тот смертный, кому удастся так исхитриться, чтобы украсть этот крупный
самоцвет
: с помощью «вуиврова
рубина
» откроются ему все подземные сокровища
:107-108
.
Примечания
-
↑
Любкер Ф.
//
/ под ред.
Ф. Ф. Зелинский
,
А. И. Георгиевский
,
М. С. Куторга
,
Ф. Гельбке
,
П. В. Никитин
,
В. А. Канский
, пер.
А. Д. Вейсман
,
Ф. Гельбке
,
Л. А. Георгиевский
,
А. И. Давиденков
,
В. А. Канский
,
П. В. Никитин
,
И. А. Смирнов
,
,
,
—
СПб.
:
Общество классической филологии и педагогики
, 1885. — С. 448.
-
Любкер Ф.
//
/ под ред.
Ф. Ф. Зелинский
,
А. И. Георгиевский
,
М. С. Куторга
,
Ф. Гельбке
,
П. В. Никитин
,
В. А. Канский
, пер.
А. Д. Вейсман
,
Ф. Гельбке
,
Л. А. Георгиевский
,
А. И. Давиденков
,
В. А. Канский
,
П. В. Никитин
,
И. А. Смирнов
,
,
,
—
СПб.
:
Общество классической филологии и педагогики
, 1885. — С. 661—663.
-
Любкер Ф.
//
/ под ред.
Ф. Ф. Зелинский
,
А. И. Георгиевский
,
М. С. Куторга
,
Ф. Гельбке
,
П. В. Никитин
,
В. А. Канский
, пер.
А. Д. Вейсман
,
Ф. Гельбке
,
Л. А. Георгиевский
,
А. И. Давиденков
,
В. А. Канский
,
П. В. Никитин
,
И. А. Смирнов
,
,
,
—
СПб.
:
Общество классической филологии и педагогики
, 1885. — С. 281.
-
↑
Гесиод.
295—305
-
Аполлодор. Мифологическая библиотека, II 1, 2
-
Эпименид, фр. 5 Якоби = Павсаний. Описание Эллады VIII 18, 2
-
Орфика, фр. 58 Керн
-
Гесиод.
309
-
Гесиод.
310; Гигин. Мифы 151
-
Гигин. Мифы. Введение 39
-
Гесиод.
319—325; Гигин. Мифы 151
-
Гесиод.
326; Гигин. Мифы 151
-
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 11
-
Аристофан. Лягушки 473
-
Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 32
-
Светоний. Калигула 11
-
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 2
-
С.Ахметов.
«Беседы о геммологии». —
М.
: «Молодая гвардия», 1989. — 237 с. —
ISBN 5-235-00499-X
.
Литература
-
Псевдо-Аполлодор
.
Мифологическая библиотека II 1, 2; 3, 1; 5, 10—11; III 5, 8; Э I 1
-
Эхидна / А. А. Тахо-Годи //
Мифы народов мира
: Энцикл. в 2 т. / гл. ред.
С. А. Токарев
. — 2-е изд. —
М.
:
Советская энциклопедия
, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 675.
-
//
Реальный словарь классических древностей
/ авт.-сост.
Ф. Любкер
; Под редакцией членов
Общества классической филологии и педагогики
Ф. Гельбке
,
Л. Георгиевского
,
Ф. Зелинского
,
В. Канского
,
М. Куторги
и
П. Никитина
. —
СПб.
, 1885.
-
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
-
на сайте «Энциклопедия вымышленных существ»
-
на сайте «Энциклопедия вымышленных существ»
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|