Interested Article - Эак

Эак (также Аяк или Ойак, др.-греч. Αἰακός , лат. Aeacus ) — персонаж древнегреческой мифологии, сын Зевса и царь острова Эгина , отличавшийся справедливостью и благочестием. Предок Эакидов , к которым относятся Ахилл и Аякс Теламонид . После смерти, по одной из версий мифа, стал судьёй в загробном царстве.

В мифологии

Эак был сыном Зевса от Эгины — дочери речного бога Асопа Флиасийского , эпонима острова в Сароническом заливе (только один античный автор, Мавр Сервий Гонорат , называет Эака сыном другой женщины — Европы ). На этом острове Эак и появился на свет. Согласно более старой версии мифа, зафиксированной у Гесиода , он оказался там единственным человеком; Зевс по его просьбе превратил местных муравьёв в людей, и так появился новый народ — мирмидоняне , которыми Эак начал править . Авторы, жившие в более позднюю эпоху, пишут, что ревнивая Гера наслала на Эгину мор, из-за которого умерли все местные жители. Тогда Зевс и превратил в людей муравьёв, которые ползали у дуба или на фиговом дереве . По версии Павсания , Зевс вырастил для Эака людей из земли .

Царь мирмидонян считался самым благочестивым из людей ; в частности, по данным Мавра Сервия Гонората , именно он основал самый первый храм Зевса (в Аркадии ). Когда в Элладе начался сильный неурожай из-за убийства Андрогея Эгеем или Стимфала Пелопом , Эак сотворил молитву Зевсу Всеэллинскому, и это бедствие прекратилось. Согласно Пиндару , Эак принял участие в строительстве стен Трои вместе с Посейдоном и Аполлоном . Когда работа была закончена, на стены вползли три змея, и два из них упали на землю мёртвыми, а третий, который заполз на участок Эака, смог перелезть в город. Это было истолковано как предсказание, что потомок Эака возьмёт Трою штурмом .

Нонн Панополитанский упоминает Эака как участника индийского похода Диониса и как судью в погребальных играх в честь немейского царевича Офельта : он судил гонки на колесницах , сам участвовал в состязаниях по метанию копий и борьбе . Стефан Византийский называет Эака основателем города Дия в Фессалии , а Сервий — царём всей этой страны. Наконец, согласно Плинию Старшему , Эак стал первооткрывателем серебра (видимо, это сообщение — попытка древних объяснить первенство Эгины в чеканке монеты) .

Когда Эак умер, боги назначили его одним из судей в царстве мёртвых наряду с Миносом и Радаманфом .

Женой Эака была Эндеида , дочь Скирона и Харикло , которая родила Теламона (отца Большого Аякса ) и Пелея (отца Ахилла ). В источниках упоминается и возлюбленная Эака — нереида Псамафа , мать Фока , эпонима Фокиды . Теламон и Пелей по наущению матери убили единокровного брата, и за это Эак изгнал их обоих .

Память

В историческую эпоху на Эгине существовал Эакион — священный участок земли за мраморными стенами, на котором стоял надгробный памятник Эаку . Жители острова устраивали игры в память о своём легендарном царе; в Афинах существовал культ Эака . К этому герою возводили свою родословную Филаиды и цари Эпира Пирриды , а через последних — Александр Македонский . Как судья в царстве мёртвых Эак стал персонажем комедии Аристофана «Лягушки» , нескольких диалогов Лукиана . Его охотно изображали в этом образе античные художники .

Исследователи полагают, что, причисляя царя Саламина Теламона к сыновьям Эака, античные авторы пытались обосновать права жителей Эгины на Саламин .

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 21.
  2. Н. О. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1898. — Т. XXIII. — С. 111.
  3. , III, 12, 6.
  4. , Мифы, 52.
  5. , Метаморфозы, VII, 518—614.
  6. , I, 66, 3.
  7. , II, 29, 2.
  8. , s. 923.
  9. , Тесей, 10.
  10. , IV, 61, 2.
  11. , Олимпийские песни, VIII, 31—46.
  12. , s. 923—924.
  13. , XIII, 198.
  14. , XXXVII, 238.
  15. , XXXVII, 769.
  16. , XXXVII, 564.
  17. , VII, 197.
  18. , s. 924.
  19. .
  20. , s. 925.
  21. , s. 924—925.
  22. , II, 29, 8.
  23. , VI, 35.
  24. , s. 17.
  25. , s. 926.

Источники и литература

Источники

  1. Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Боруховича . — Л. : Наука, 1972.
  2. Геродот . История. — М. : Ладомир, 2001. — 752 с. — ISBN 5-86218-353-1 .
  3. Гигин. / Перевод, комментарий Д. Торшилова под общей редакцией А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-0 .
  4. Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. Цыбенко. — СПб. : Алетейя, 2005. — 377 с. — ISBN 5-89329-716-4 .
  5. Нонн Панополитанский . Деяния Диониса. — СПб. : Алетейя, 1997. — 554 с. — ISBN 5-89329-033-X .
  6. Публий Овидий Назон . . Дата обращения: 1 сентября 2019.
  7. Павсаний . Описание Эллады. — М. : Ладомир, 2002. — ISBN 5-86218-298-5 .
  8. / Перевод, вступительная статья и комментарии В. Ярхо . — Алетейя, 2000. — 304 с. — ISBN 5-89329-210-3 .
  9. Пиндар . Вакхилид . . — М. : Наука, 1980. — 504 с.
  10. Плиний Старший . . Дата обращения: 15 сентября 2019.
  11. Плутарх . Сравнительные жизнеописания. — М. : Наука, 1994. — Т. 2. — 672 с. — ISBN 5-306-00240-4 .

Литература

  1. Ярхо В. Эак // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 654 .
  2. Hattendorff C. Alexander // Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Stuttgart/Weimar, 2013. — С. 17—58 .
  3. Toepffer J. Aiakos 1 : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 923—926.
  4. Wörner E. Aiakos // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: B. G. Teubner, 1886. — Bd. I, 1.


Источник —

Same as Эак