Interested Article - Абунданция

Абунданция ( лат. Abundantia — «довольство», « изобилие ») — древнеримская богиня изобилия, которое древние римляне понимали в контексте продуктового избытка , в первую очередь зернового.

Культ Абунданции тесно связан с богиней жатвы Анноной и на определённых этапах их отождествляли. В античном Риме образ Абунданции запечатлели преимущественно на монетах. На них изображена сыплющая из рога изобилия зерно или колосья женщина. Персонификацию изобилия в виде Абунданции изображали многие известные художники и скульпторы, такие как Рубенс , Ян Брейгель Младший , Ноэль Куапель , Ганс Макарт и другие.

Культ

Культ персонификации богини изобилия Абунданции тесно связан с богиней жатвы Анноной . Вначале этих богинь отождествляли. По мере того, как снабжение Рима перестало зависеть от развития сельского хозяйства в Италии и перешло на поставки из далёких провинций, богинь стали почитать по отдельности. Местом обитания Абунданции в представлениях древних римлян стали порты, в которых выгружали зерно . Возможно поэтому богиню изобилия стали почитать как жену бога реки Нил , в области которой располагались наиболее плодородные поля Римской империи . Богиню урожая и плодородия Цереру относили к спутницам Абунданции . В Метаморфозах Овидия описана легенда происхождения рога изобилия , которым пользовалась Абунданция для одаривания других различными благами . Он, согласно Овидию, возник из утерянного во время схватки с Гераклом рога быка, в которого превратился Ахелой :

Мало того: беспощадной рукой он ломает мой крепкий

Рог, захваченный им, и срывает, чело искажая.
Нимфы плодами мой рог и цветами душистыми полнят,
И освящают, — и он превращается в Рог изобилья», —
Молвил. Наяда тогда, подобравшись, подобно Диане , —
Из услужавших одна, — с волосами, упавшими вольно,
Входит, с собою неся в том самом роскошнейшем роге

Целую осень — плодов урожай в завершение пира.

Абунданция на монетах Древнего Рима

Абунданция на ауреусе Деция Траяна

В честь Абунданции не воздвигалось ни алтарей , ни храмов . Образ её был запечатлён преимущественно на монетах . На монетах Древнего Рима Абуданция изображалась в виде женщины, сыплющей зерно или колосья из рога изобилия . «Изобилие», представляемое Абунданцией, в первую очередь подразумевало избыток хлеба или зерна. В связи с этим фигуры богини жатвы Анноны и Абунданции схожи. Согласно одному из подходов, в неясных случаях, предпочтительнее описывать фигуру на монете персонифицирующей, как более привычную и чаще встречаемую, Аннону . Другие источники относят к изображениям Абунданции и те случаи, когда имя богини на монете не указано .

Картина «Абунданция» Ноэля Куапеля около 1700 года

Впервые Абунданция явно появилась на монетах Гелиогабала (218—222) с легендой «ABVNDANTIA AVG» . Выпуск денег с богиней изобилия могли приурочивать к раздачам дешёвого зерна . Таким образом официальная пропаганда подчёркивала щедрость императора, выражавшуюся в раздаче народу части государственных запасов . Часто она фигурирует с эпитетами «AVG[usti]», «TEMPERORVM» («Августа», «времени») .

После падения Римской империи

Абунданция, как Domina Abundia или Dame Habonde , упоминалась в средневековых сочинениях в качестве остатков языческих культов, являясь ласковым существом, приносящим успех и благополучие .

Персонификацию изобилия в виде древнеримской Абунданции изображали многие известные художники и скульпторы, такие как Рубенс, Ноэль Куапель , Ганс Макарт и другие.

В честь Абунданции назван астероид (151) Абунданция , открытый в 1875 году. Выбор имени связан с большим количеством открытых космических тел между Марсом и Юпитером в 1870-е годы, которые как бы «высыпали из рога изобилия» .

Примечания

  1. , p. 913.
  2. .
  3. , p. 897.
  4. , с. 135.
  5. , p. 821.
  6. Овидий. Метаморфозы. от 30 октября 2018 на Wayback Machine
  7. , с. 125.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. I. — С. 47.
  9. , "Abundantia".
  10. , « ».
  11. , p. 36.
  12. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 11 октября 2018. 30 октября 2018 года.
  13. , "Abundantia", p. 2.
  14. , "Abundantia AVG", p. 2.
  15. , "Abundantia Temperorvm", p. 2—3.
  16. (фр.) . Joconde . Дата обращения: 26 ноября 2018.
  17. (англ.) . Museum Boijmans Van Beuningen . Дата обращения: 26 ноября 2018. 21 апреля 2021 года.
  18. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 29. — ISBN 3-540-00238-3 .

Литература

  • Аверс и реверс истории / [Ред. кол.: А.В. Митяева и др.]. — М. : Международный нумизматический клуб , 2016. — 216 с. — ISBN 978-5-9906902-6-4 .
  • Мэттингли, Гарольд . Монеты Рима с древнейших времён до падения Западной империи. — Collector`s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8 .
  • Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. / Отв. ред. В. М. Потин . — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Радио и связь, 1993. — ISBN 5-256-00317-8 .
  • . The Theology of Victory at Rome: Approaches and Problems // / Ed. by Wolfgang Haase. — Berlin & New York: Walter de Gruyter & Co. , 1981. — Vol. 17.2 Religion (Heidentum: Römische Götterkulte, Orientalische Kult in der römischen Welt [Forts.]). — P. 736–826.
  • . The Cult of Virtues and Roman Imperial Ideology // / Ed. by Wolfgang Haase. — Berlin & New York: Walter de Gruyter & Co., 1981. — Vol. 17.2 Religion (Heidentum: Römische Götterkulte, Orientalische Kult in der römischen Welt [Forts.]). — P. 827–948.
  • Fischer J. C. // Breaking with Convention with Italian Art. — Cambr. : Cambridge Scholars Publishing, 2017. — P. 36. — ISBN 1-4438-9502-4 .
  • Jones John Melville. // A Dictionary of Ancient Roman Coins. — London: SPINK, 1990. — ISBN 185264026X .
  • Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W. // . — London: George Bell and sons, 1889. — P. 756.

Ссылки

Источник —

Same as Абунданция