Interested Article - Серапис на монетах Древнего Рима

Серапис на ауреусе Каракаллы

Серапис на монетах Древнего Рима присутствует на деньгах нескольких императоров. Культ египетского божества, введённый при Птолемеях , получил широкое распространение в Риме с конца I-го столетия н. э. На всех монетах Древнего Рима Сераписа изображали в виде бородатого мужчины с пышными волосами. На его голове находится кувшин или . На имперских монетах он преимущественно стоит в полный рост, держа в одной руке скипетр либо копьё, в другой — венок. На ряде монет его рука поднята кверху.

Культ Сераписа в Римской империи

Изначально культ Сераписа ввёл основатель династии Птолемеев Птолемей I Сотер при содействии египетского жреца Манефона и афинянина Тимофея, как бога-покровителя столицы Египта Александрии . Военачальник Александра Македонского , получивший в управление Египет, способствовал созданию нового божества для религиозной интеграции греков и египтян. Серапис соединял в себе черты египетских богов Аписа , Осириса и Имхотепа и греческих Аида , Посейдона , Зевса , Аполлона и Асклепия . К функциям Сераписа относились обеспечение плодородия, владычество над загробным миром, стихиями, Солнцем, а также спасение от несчастий и исцеление больных .

Культ Сераписа, которого стали также почитать, как мужа Исиды , прижился и распространился за пределы Египта. При описании событий 53 г. до н. э. Дион Кассий описывает постановление сената, согласно которому все частные святилища посвящённые Серапису и Исиде должны быть убраны вне священной границы Рима померия . О популярности культа свидетельствует намерение второго триумвирата возвести храм Серапису и Исиде в Риме .

Октавиан Август в целом негативно относился к египетским богам Исиде и Серапису. Все ограничения сводились к запретам священнодействий в пределах Рима и его окрестностей . После гонений, с высылкой адептов этих египетских богов из Рима, во время правления Тиберия египетские культы были допущены в Рим . В промежутке от 37 до 65 г. в столице даже построили . Веспасиан (69-79 гг), придя к власти благодаря легионам восточных провинций, особо благоволил Серапису .

Особенности изображений Сераписа на античных римских монетах

Антониниан Каракаллы с Сераписом
Исида и Серапис на монете Юлиана Отступника

На всех монетах Древнего Рима Серапис представлен в виде бородатого мужчины с пышными волосами, на голове которого находится кувшин или . В одной руке он держит скипетр либо копьё, в другой — венок. На ряде монет его рука поднята вверх .

Впервые египетские божества и их храмы появились на имперских римских монетах при Веспасиане. На нескольких типах его сестерциев отчеканили храм Изиды с изображением статуи самой богини . Также известен один монетный тип периода правления Веспасиана с изображением самого Сераписа . На сестерции Домициана Серапис изображён сидящим в храме с псом Цербером . На нескольких монетных типах Адриана Серапис с Исидой отчеканены рядом с императорской супружеской парой . При Коммоде египетский бог выступает уже защитником «SERAPIDI CONSER[vator] AVG[usti]» , а при Постуме — товарищем императора («SERAPIDI COMITI AVG[usti]») .

Александрийская тетрадрахма с Юлией Мамеей на аверсе и Сераписом на реверсе

Последние монеты с изображением Сераписа в Римской империи чеканили при Юлиане Отступнике , который отождествлял Сераписа с братом Юпитера Плутоном .

Серапис присутствует на золотых, серебряных, латунных и медных имперских монетах Веспасиана (69-79), Домициана , Адриана (117—138), Коммода (177—192), Каракаллы (198—217), Гордиана III (238—244) , Галлиена (253—268) , Клавдия Готского (268—270) , Постума (260—269) и Юлиана Отступника (361—363).

Кроме ряда имперских монет Сераписа помещали и на провинциальные . Его изображение часто встречается на монетах различных городов восточных провинций империи, где иногда его культ сливался с таковыми Зевса или Гадеса . В отличие от имперских, на провинциальных монетах Серапис изображён не в полный рост. Реверс занимает исключительно его профиль. Также известны монеты вассального от Рима Боспорского царства с Сераписом .

Примечания

  1. , с. 122.
  2. , "Серапис", с. 909–910.
  3. Дион Кассий от 22 января 2020 на Wayback Machine
  4. Дион Кассий от 1 июля 2020 на Wayback Machine
  5. Дион Кассий
  6. Дион Кассий
  7. , с. 199–200.
  8. Светоний, Тиберий 36
  9. Тацит, Анналы 85, 5
  10. Марк Анней Лукан Фарсалия, от 18 октября 2018 на Wayback Machine
  11. // . — Cambridge, Massachusetts: The Bellknap Press of Harvard University Press, 2005. — P. —166. — ISBN 0-674-01905-9 .
  12. Светоний, Веспасиан 7
  13. , "Serapis", p. 732—733.
  14. , "Serapis", p. 732–733.
  15. , "Религиозная политика Юлиев-Клавдиев и Флавиев по монетным типам", с. 384.
  16. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  17. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  18. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  19. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  20. , "Serapidi Conser. Avg.", p. 733—734.
  21. , "Serapidi Comiti. Avg.", p. 734.
  22. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  23. , "Isis and Serapis", p. 488.
  24. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  25. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  26. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  27. , "Религиозный синкретизм в Римской империи", с. 458—461.
  28. , с. 195, 208.

Литература

  • Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. — М. : Российская Академия наук. Институт археологии, 1995. — 656 с. — ISBN 5-7114-0063-0 .
  • Аверс и реверс истории / [Ред. кол.: А.В. Митяева и др.]. — М. : Международный нумизматический клуб , 2016. — 216 с. — ISBN 978-5-9906902-6-4 .
  • Зограф А. Н. Античные монеты. — Москва, Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1951. — 265 с. — 4000 экз.
  • Рубинштейн Р.И. // Мифы народов мира / главный редактор С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 909–910.
  • Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / ответственный редактор д. и. н. Е. С. Голубцова. — М. : Наука, 1987. — 22 000 экз.
  • Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W. // . — London: George Bell and sons, 1889. — P. 732–733.


Источник —

Same as Серапис на монетах Древнего Рима