Птолеме́й Хенн
(или
Птолеме́й Гефестио́н
) — греческий писатель первой половины
II века н. э.
, чьё сочинение «
Новая история для многознающих
» в 7 книгах сохранилось в подробном пересказе
патриарха Фотия
(кодекс 190 «Библиотеки»).
Согласно
словарю Суды
, он жил в
Александрии
, был современником
Траяна
и
Адриана
, грамматиком, сыном
Гефестиона
, по прозвищу Хенн. Суда называет среди его трудов «Удивительные истории», драму «Сфинкс» и поэму «Анфомер» в 24 песнях.
Тема его сохранившегося сочинения, посвященного некоей даме Тертулле, — различные уникальные мифографические и частью исторические сведения, которые претендуют на сообщение ценной информации, но на деле являются
мистификацией
автора, снабженной «лженаучным аппаратом».
Подход автора пародирует все основные существовавшие в то время в греческой филологии методы: истолкование непонятных мест классиков, ложные этимологии, ссылки на источники, приведение нескольких вариантов мифа, списки тёзок.
Изложение не носит полностью связного характера, это цепочка псевдоистолкований, однако тенденцию можно выявить: в I книге решаются в основном «гомеровские вопросы», во II книге преобладают мифы о Геракле, в книге III — продолжение рассказов о Геракле и факты «удивительных совпадений» в истории, в книге IV большая часть текстов посвящена Елене и «Еленам», в книге V много места занимает чтение книг, книга VI в значительной части посвящена Ахиллу, а в книге VII центральная тема — прыжки с Левкадской скалы.
Связи мотивов с другими текстами невелики:
-
Воспитатель Зевса Олимп, упоминаемый
Диодором
.
-
О превращении Одиссея в коня говорит и
Секст Эмпирик
.
-
Служанка Елены Астианасса упоминается в словаре Суды
.
Фотий называет его «
выдумывающим лживые басни
». Современные авторы признают «
откровенную выдуманность
» его текстов
, называя его мистификатором
.
Тем не менее, ссылки на него продолжают встречаются в научной литературе:
-
В энциклопедию Любкера включены две выдуманные Птолемеем Елены
и Евфорион
.
-
А. Ф. Лосев
признаёт рассказы об Аполлоне любопытными
.
-
Рассказ об
Эриманфе
включен в энциклопедию «
Мифы народов мира
»
.
-
В нескольких случаях варианты Птолемея приводит
Р. Грейвс
в «Мифах Древней Греции».
-
Г. Надь
использует рассказ о прыжке Афродиты для реконструкции архаических мотивов в легенде о
Сапфо
и
Фаоне
.
Имя Евфориона, встречающееся только
у Птолемея Гефестиона,
Гёте
дал сыну
Фауста
и Елены, появляющемуся в III акте второй части «
Фауста
» и представляющему аллегорию личности
Байрона
.
Мифы о богах
-
Феодор с Самофракии сообщает, что
Зевс
, родившись, не переставал смеяться семь дней, почему число семь считается священным (кн. VII).
-
Могила
Зевса
, которую показывают на Крите — на деле могила критянина Олимпа, который воспитал Зевса и научил божественным деяниям. Но Зевс убил своего приёмного отца, потому что тот побуждал гигантов атаковать его сзади. Зевс горевал о покойном и дал своё имя могиле (кн. II).
-
Адонис
был
андрогином
и вел себя как мужчина с
Афродитой
и как женщина с
Аполлоном
(кн. V).
-
Эриманф
, сын Аполлона, был наказан, ибо увидел Афродиту после встречи с Адонисом, а раздраженный
Аполлон
превратился в вепря и убил
Адониса
, пробив его доспехи (кн. I).
-
Рассказывая о водах Стикса в Аркадии
, автор сообщает, что пока
Деметра
искала дочь, явился
Посейдон
, и она в гневе превратилась в кобылу и пришла в этом облике к источнику, злясь на который, она сделала его воды черными (кн. III).
-
Дионис
был возлюбленным
Хирона
, который научил его песням и танцам, вакхическим обрядам и инициациям (кн. IV).
Рассказы о героях
-
Кадм
и
Гармония
превратились во львов (кн. I).
-
Тиресий
претерпел 7 превращений, и критяне называли его дочерью
Форбанта
(кн. I).
-
Ботрий из Минда говорит, что все дети
Ниобы
были убиты
Аполлоном
(кн. I).
-
Флейтист
Марсий
родился во время праздника
Аполлона
, когда содранные кожи жертв предлагают богу (кн. III).
-
Гермес
, влюбленный в
Полидевка
, подарил ему фессалийского коня Дотора (кн. VII).
-
Гилл
, сын Геракла, имел маленький рог на правой части лица, и
Эпопей
из Сикиона забрал его, после того как убил Гилла в поединке. Он наполнил его водой из
Стикса
и стал царем (кн. III).
-
Орест
родился во время праздника
Деметры
Эринии (кн. III).
-
О тростнике, который шумел об ушах осла у
Мидаса
(кн. III).
-
Кентавр Ламий, схваченный за прелюбодеяние, был убит евнухом Пирифом либо Тесеем (кн. III).
-
Титий
пытался напасть из засады на
Александра
(кн. III).
-
Афинодор из Эретрии сообщает в восьмой книге записок, что
Фетида
и
Медея
в Фессалии спорили о том, кто красивее. Судьей был
Идоменей
, который присудил победу Фетиде, а
Медея
в гневе сказала, что «
все критяне лжецы
» и наложила на него проклятие, что он никогда не скажет правду. Во второй книге «Мифов о городах» Афинодор называет автором этого рассказа Антиоха (кн. V).
-
Автор пишет о «
Тараксиппе
» в Олимпии и о двух
Миртилах
, отце и сыне (кн. IV).
-
Ил
, отец
Лаомедонта
, имел плюмаж из лошадиных волос, его же носили Меланипп и Идей среди сыновей
Приама
(кн. V).
Геракл
-
Геракл
при рождении был назван Нилом, когда он спас Геру, убив напавшего на него безымянного гиганта, он изменил имя, ибо избежал гнева Геры (кн. II).
-
Нирей
из Симы, который был возлюбленным Геракла, помогал ему победить Геликонского льва. Другие говорят, что Нирей был сыном Геракла (кн. II).
-
Этолиец Стихий, который был возлюбленным
Геракла
, был убит им, когда тот обезумел и убил своих собственных сыновей, и он единственный, которого Геракл оплакивал. Когда тело Стихия вскрыли, обнаружили волосатое сердце (кн. VII).
-
Безумного
Геракла
излечил Антикирей, который нашел лекарство в Фокиде, которым она изобиловала; другие дают различные версии излечения (кн. II).
-
Аристоник из Тарента сообщает, что средняя голова
гидры
была из золота (кн. II).
-
Александр Миндский говорит, что змей, рожденный землей, вместе с Гераклом сражался против
Немейского льва
. Геракл кормил его, и тот сопровождал его в Фивы и оставался в шатре, это он съел воробьёв и был превращен в камень
(кн. II).
-
Немейский лев
откусил Гераклу один из пальцев, у него их было только девять, и он воздвиг гробницу этому пальцу
. Другие авторы говорят, что он потерял его от удара дротика, а в Спарте над могилой пальца стоит каменный лев, и это символ мощи героя. С тех пор каменных львов ставят на могилах, хотя другие авторы дают иные объяснения (кн. II).
-
Геракл носил не шкуру
Немейского льва
, но гиганта Льва, которого Геракл убил в поединке (кн. V).
-
Гера
, которая сражалась на стороне
Гериона
, была ранена Гераклом в правый бок (кн. II).
-
Кориф из Иберии, который был возлюбленным Геракла, первым изготовил шлем, и тот носит его имя (кн. II).
-
Дракон
, который охранял золотые яблоки, был братом
Немейского льва
(кн. V).
-
«Арго» была построена Гераклом в Оссе в Фессалии; её имя было дано от Аргоса, сына Ясона, которого любил Геракл. Из-за него Геракл предпринял путешествие с Ясоном в Скифию (кн. II).
-
Геракл
любил
Нестора
(кн. II).
-
Так как
Адониса
любили и Афродита, и Геракл, Афродита научила
Несса
, как поймать Геракла в ловушку (кн. II).
-
Геракл
покончил с собой в огне, потому что в возрасте 50 лет не смог натянуть лук (кн. I).
-
Не
Филоктет
, а Морсим из Трахина зажег костер
Геракла
(кн. II).
-
С костра
Геракла
слетела стая саранчи, которая опустошала окрестности как чума, пока не была уничтожена (кн. II).
-
Абдер
, возлюбленный Геракла, был братом
Патрокла
(кн. V).
-
Абдер
, возлюбленный Геракла, был убит
Тесеем
, когда пришел сообщить ему о том, что герой взошел на костёр (кн. II).
-
— сын Геракла, в один день он принёс отцу почести как герою и как богу (кн. III).
-
Кто написал гимн, который поют в Фивах в честь
Геракла
и где его называют сыном
Зевса
и
Геры
? (кн. III)
Троянская война
-
Говорят, что настоящее имя Елены было
Эхо
, так как она умела подражать голосам. Еленой её назвали, ибо
Леда
родила её в болотистом месте. Местечко Сандалион в Спарте названо так из-за сандалии Елены, которая упала, когда Александр преследовал её здесь (кн. IV).
-
Цветы Елены растут на Родосе, они получили её имя, ибо выросли под деревом, где Елена повесилась. Тот, кто ест их, неизбежно поссорится. Елена была захвачена Менелаем и вышла за него замуж (кн. IV).
-
Елена — первая, кто придумала бросать жребий, и она выбрала
Александра
(кн. IV).
-
Она была дочерью
Афродиты
(кн. IV).
-
Гера получила от Афродиты вышитый пояс и передала Елене, его украла служанка Елены
, у которой его забрала Афродита (кн. IV).
-
Пан
— это морская рыба из семейства китов, чья внешность напоминает Пана. В её теле находят камень «астерит», который, выставленный на солнце, воспламеняется. Кроме того, камень дает привлекательность. У
Елены
был такой камень, на котором было изображение рыбы-пана, и она использовала его как печать.
-
Некоторые говорят, что
Елена
была похищена
Александром
, пока охотилась на горе Парфений. Из-за его красоты она следовала за ним как собака (кн. IV).
-
Аркадец Перитан вступил в связь с
Еленой
, когда та жила с
Александром
в Аркадии; Александр, чтобы наказать его, оскопил его, и поэтому аркадяне называют евнухов «
пеританами
» (кн. I)
-
На свадьбе
Пелей
получил меч от
Гефеста
, драгоценности от Афродиты с изображением Эроса, лошадей Ксанфа и Балия от
Посейдона
, от
Геры
хламиду, от
Афины
флейту, от
Нерея
корзину с солью, называемой божественной (кн. VI).
-
Ахилл
был назван «спасенным из огня», и отец назвал его Ахиллом, так как одна из его губ была обожжена (кн. VII).
-
Фетида
сжигала в тайном месте детей, которых имела от Пелея
. Шесть были сожжены, а Ахилла Пелей вырвал из пламени (только нога была сожжена) и передал
Хирону
. Тот выкопал тело погребенного в Паллене гиганта Дамиса (самого быстрого из гигантов), извлек кость (
астрагал
) и вставил в ногу Ахилла. Когда
Аполлон
преследовал Ахилла, эта кость выпала,
Ахилл
упал и был убит (кн. VI).
-
По другому рассказу,
Поэт
называет
его
Подарком, потому что
Фетида
дала новорожденному крылья
Арки
, а Подарк значит, что его нога (
пода
) имеет крылья Арки (кн. VI).
-
Арка
была дочерью
Тавманта
и сестрой
Ириды
. Обе они имели крылья, но во время
войны
Арка бежала из лагеря богов и присоединилась к титанам. После победы Зевс забрал её крылья перед тем, как сбросить её в Тартар и, придя на свадьбу Пелея и Фетиды, подарил их Фетиде (кн. VI).
-
Речной бог
Скамандр
имел сына Мелоса, который был красавцем, и
Гера
,
Афина
и
Афродита
поссорились из-за того, чьим он будет жрецом.
Парис
присудил его Афродите, поэтому рассказывают
басню
о яблоке (кн. VI).
-
Когда
Александр
похитил Елену,
Менелай
в Гортине на Крите пообещал
Зевсу
гекатомбу
(кн. V).
-
Когда греки прибыли в Авлиду,
Агамемнон
застрелил дикую козу
, посвященную
Артемиде
;
Калхант
предсказал, что Агамемнон должен посвятить свою дочь
Ифигению
Посейдону, когда он отказался, греки сместили его и назначили
Паламеда
царем (кн. V).
-
Эпипола из Кариста, дочь Трактиона, скрыла свой пол и отправилась на войну вместе с греками, её разоблачил
Паламед
, и греки забили её камнями (кн. V).
-
Аристоник из Тарента сообщает, что
Ахилл
, когда жил среди девушек в доме
Ликомеда
, носил имя Керкисера, также его звали Исса, Пирра
, Аспет
и Прометей (кн. I).
-
Ахилла
сопровождал наставник Ноемон из Карфагена, а
Патрокла
—
Евдор
(кн. I).
-
Антипатр из Аканфа сообщает, что
Дарет
, который написал «Илиаду» ранее Гомера, был наставником
Гектора
и получил от него обещание не убивать спутника Ахилла (кн. I).
-
Он же говорит, что наставником
Протесилая
был Дардан из Фессалии, а
Антилоху
Нестор
дал наставником Халкона (кн. I).
-
Отец
Одиссея дал ему наставника по имени Мюиск с Кефаллении, чтобы сопровождать его (кн. I).
-
Балий и Ксанф
, кони
Ахилла
, некогда принадлежали
гигантам
, и только они сражались на стороне богов против своих братьев (кн. V).
-
Приам
молил
Ахилла
о теле
Гектора
вместе с
Андромахой
и её детьми (кн. VI).
-
Гелен
, сын
Приама
, был возлюбленным
Аполлона
и получил от него серебряный лук, которым ранил
Ахилла
в руку (кн. VI).
-
Ахилл
, убитый
Пенфесилеей
, был воскрешен по просьбе
Фетиды
, чтобы вернуться в
Аид
, когда убьет Пенфесилею (кн. VI).
-
Приам
был возлюбленным
Зевса
и получил от него золотую лозу, которую он подарил
Еврипилу, сыну Телефа
, за союз с ним (кн. VI).
-
Филоктет
на Лемносе был излечен Пилием, сыном
Гефеста
, от которого научился натягивать лук (кн. VI).
-
Филоктет
умер от укуса змеи (кн. V).
-
Александр
был убит
Менелаем
ударом копья в бедро (кн. V).
-
Елена
родила дочь от
Александра
, они не приходили к согласию, как её назвать, ибо он хотел назвать её Александра, а она — Елена, после игры в бабки ребёнок получил имя матери. Когда Троя была взята,
Гекуба
убила эту дочь (кн. IV).
-
Ахилл
и
Деидамия
имели двоих детей:
Неоптолема
и
Онира
. Онир был убит
Орестом
, который не узнал его, сражаясь с ним в Фокиде за место для палатки (кн. III).
-
Когда
Одиссей
потерпел кораблекрушение у Тилы в Сицилии, щит
Ахилла
был выброшен у памятника
Аяксу
. Помещенный туда, он был поражен молнией на следующий день (кн. V).
-
Одиссей
в земле тирренцев участвовал в состязании флейтистов и выиграл его, исполняя «Падение Илиона»
Демодока
(кн. VII).
-
Кентавры
, которые бежали от
Геракла
в Тирсению, умерли от голода, заслушавшись песен
сирен
(кн. V).
-
Телемах
был обречен на смерть сиренами, когда они узнали, что он сын Одиссея (кн. VII).
-
Некоторые авторы сообщают, что
Елена
, прибыв в Тавроскифию с Менелаем в поисках Ореста, была принесена вместе с ним в жертву
Артемиде
Ифигенией
. Другие сообщают, что во время плавания
Фетида
вернула её домой, превратив в тюленя (кн. IV).
-
На Счастливых островах от
Елены
и
Ахилла
родился крылатый ребёнок по имени Евфорион (получивший имя от плодородия этой земли) (кн. IV).
-
Зевс
поймал его и сбросил на землю на остров Мелос, где бог продолжил погоню и превратил здешних нимф в лягушек, ибо они похоронили его (кн. IV).
Гомероведение
-
Фантасия
из Мемфиса, дочь Никарха, раньше
Гомера
составила рассказ о
Троянской войне
и приключениях Одиссея. Эти книги хранились в Мемфисе,
Гомер
прибыл туда и получил копии от писца Фанита, и сочинял, вдохновляясь этими текстами (кн. V).
-
Строчка Гомера о ране Менелая («
но тебя, Менелай, не оставили жители неба
»
) была спародирована
пифийским богом
, который заменил Менелая на Менедема. Вопрос был задан на празднике, организованном императором
Августом
. Менедем из Элеи, сын Буния, показал Гераклу, как с помощью реки очистить
Авгиевы конюшни
, он сражался на стороне
Геракла
против Авгия, был убит и похоронен в Лепреоне близ сосны. Геракл установил игры в его честь и на них сражался с Тесеем, так как схватка была равной, зрители заявили, что
Тесей
— второй Геракл (кн. V).
-
Аполлон
устроил погребальные игры по
Пифону
. В них участвовали
Гермес
и
Афродита
, она выиграла и получила в награду кифару, которую подарила
Александру
. О кифаре упоминает
Гомер
(кн. VII).
-
Гомер называет
Патрокла
лучшим в уходе за лошадьми, ибо тот получил это искусство от
Посейдона
, который был влюблен в него (кн. I).
-
В чем смысл слов Гомера о Елене, которая «
голосу наших возлюбленных жен подражая искусно…
»
? — Елена была дочерью
Гелиоса
и
Леды
, и её звали Леонта. Это было из-за негодования Афродиты на Менелая, который обещал богине гекатомбу за брак, и не пожертвовал её (кн. IV).
-
Автор рассуждает о речи богов и речи людей у Гомера.
Ксанф
— единственная река, бог которой — сын Зевса (кн. IV).
-
Одиссей
получил имя «
утис
» (Никто), ибо имел большие уши. Однако во время дождливого дня его мать не могла удержать его на стороне дороги и поэтому назвала Одиссеем (кн. I)
-
Ир
, о котором упоминает Гомер, был беотийцем (кн. V).
-
О плоте Гигона на краю
Океана
, который можно было сдвинуть только
асфоделем
, а не силой (кн. III).
-
Растение «
моли
», о котором говорит Гомер, выросло из крови гиганта, убитого на острове Кирки, это был белый цветок.
Гелиос
был союзником
Кирки
и убил гиганта. Битва была тяжелой (μῶλος), так и назвали растение (μῶλυ, кн. IV).
-
В Тиррении есть Башня Моря, получившая имя от Моря — тирренской отравительницы, которая была служанкой
Кирки
и бежала от неё. Именно к ней прибыл
Одиссей
. Своими снадобьями Море превратила его в коня и держала его, пока он не умер от старости. Так толкуются слова
Гомера
о «
смерти от моря
»
(кн. IV).
Толкование поэтов и писателей и сведения о них
-
Гипермен в «Истории Хиоса» рассказывает, что у
Гомера
был слуга Скиндапс, хиосцы оштрафовали его на 1000 драхм за то, что он не сжег тело своего хозяина, а человек, который изобрел инструмент скиндапс, был эретрийцем, сыном флейтиста Пойкия (кн. VI).
-
Архелай с Кипра сообщает, что Елена из Гимеры, дочь Микифа, была возлюбленной поэта
Стесихора
, она оставила его и ушла к Бугпалу. Поэт, желая защитить себя от обвинений в глупости, написал, что Елена ушла по его собственному желанию. Рассказ, что Стесихор ослеп, ложен (кн. IV).
-
Акесталийские птицы, которых искали в поэме
Стесихора
(кн. III).
-
Плесиррой фессалиец, автор гимнов, был возлюбленным
Геродота
и его наследником. Он составил предисловие к I книге «Истории» Геродота, которая первоначально начиналась: «
По словам сведущих среди персов людей…
» (кн. III)
-
Персонаж I книги «Истории»
Геродота
, убитый Адрастом (сыном Гордия)
, носил имя Агафон, и был убит в ссоре из-за перепела (кн. I).
-
Жену
Кандавла
, имя которой не называет
Геродот
, звали Ниса, у неё были двойные зрачки и пронзительный взгляд, и она получила камень от змей, благодаря этому дару она разглядела
Гигеса
. Другие сообщают, что её звали Тудун или Клития. Абант сообщает, что её звали Абро. Её имя
Геродот
предал забвению, ибо его возлюбленный Плесиррой повесился от несчастной любви к женщине Нисии из Галикарнаса (кн. V).
-
Неоптолем Макиот был единственным, кто узнал от дельфийца Эфоса оракулы
Фемонои
, именно об этом Эфосе говорит
Геродот
в I книге «Истории»
, не называя имени (кн. IV).
-
Поэт
Эпихарм
был потомком
Ахилла
(сына Пелея) (кн. I).
-
Строка «
кобылы Прокла будут есть зеленый псалаканф
» неизвестна
Каллимаху
, а является шуткой комика
Евбула
. Псалаканф — это египетское растение, которое дает здоровье и победу, когда им украшают лошадей. По другой версии, Псалаканфа — нимфа с острова Икария, которую пленил
Дионис
, и она помогла ему добиться
Ариадны
под условием, что он будет также принадлежать ей, а Дионис отказался. Бог превратил её в растение, а затем раскаялся и поместил растение на венец Ариадны, который занял место среди созвездий. Некоторые говорят, что растение напоминает
полынь
, по другим —
донник
(кн. V).
-
Евфорион
в «Гиацинте» приводит строку: «
Только
смоет раны Адониса
». Её смысл: Кокит — имя ученика, которого
Хирон
учил медицине, и который заботился об
Адонисе
, раненном вепрем (кн. I).
-
Ликофрон
в «Александре» пишет об убийце
кентавров
— это, по мнению Птолемея Гефестиона,
сирены
(кн. VI).
-
Именно
Ясон
, а не
Полидевк
, сражался с
Амиком
, и место, где они сражались, получило имя «Копья Ясона», а рядом появился источник, названный Еленой. Так проясняется смысл эпиграммы
Кринагора
(кн. V).
-
Обсуждение составления гимнов в разных городах. Поэт
Филостефан
из Мантинеи никогда не использовал верхнюю одежду (кн. III).
-
Матрис из Фив, автор гимнов, жила на листьях
мирта
(кн. III).
Рассказы о книгах:
-
После смерти
у его изголовья нашли книгу Теллиды; у изголовья Тирониха из Халкиды нашли «Ныряльщиков» Алкмеона; у изголовья Эфиальта — «Нарушителей справедливости»
Евполида
; у изголовья
Александра Македонского
— «Евнид»
Кратина
, у
Селевка Никатора
— «Труды и дни»
Гесиода
(кн. V).
-
Керкид
, законодатель из Аркадии, завещал, чтобы вместе с ним похоронили I и II книги «Илиады» (кн. V).
-
Помпей Великий
никогда не отправлялся на войну, не прочитав XI книгу «Илиады», ибо восхищался
Агамемноном
(кн. V).
-
Цицерон
был обезглавлен, когда в носилках читал «
Медею
»
Еврипида
(кн. V).
Исторические события и персонажи
-
Эзоп
, убитый дельфийцами, воскрес и сражался на стороне греков при Фермопилах (кн. VI).
-
Евпомп с Самоса воспитал дикого змея, говорили, что это его сын, его звали Дракон, и он мог видеть на 20 стадиев. За 1000 талантов он отправил его служить
Ксерксу
и сидя с ним под золотым платаном, рассказывал о морском бое между греками и варварами и подвиге
Артемисии
(кн. III).
-
Человеком, который превзошел каждого благочестием, был, по некоторым, Антигон из Эфеса, а по другим — Лукий из Гермионы, о котором
Теофраст
говорит в своих письмах (кн. III).
-
Гетера Лаида, которая подавилась оливковой косточкой (кн. I).
-
Отцом
Александра
был не
Филипп
, а человек по имени Дракон из Аркадии, поэтому возникла легенда о змее (кн. III).
-
Александр
в Эфесе увидел картину, на которой был изображен
Паламед
, убитый с помощью уловки, а жертва походила на Аристоника, партнера Александра по игре в мяч (кн. I).
-
Полизел из Кирены никогда не смеялся, отчего его прозвали Агеласт (кн. III).
-
Кулачный боец Диогнет с Крита победил в состязании, но не получил венок от элейцев, ибо соперник, которого он убил, носил имя Геракла, как герой. Этого Диогнета критяне почитают как героя (кн. V).
-
Пёс Птолемея сражался за своего хозяина. Когда пёс умер, обнаружилось, что у него волосатое сердце, он был молосской породы, и звали его Бриарей (кн. III).
-
Ампбиар получил своё имя, потому что родители его матери молились, чтобы она родила его без горя (кн. III).
Удивительные совпадения в истории:
-
На могиле
Амика
вырос красный лавр, и те, кто пробовали его, одерживали победы в кулачном бою. Антодор одержал 13 побед, но был побежден Диоскором из Феры в 14 раз, как и сам Амик был побежден одним из Диоскуров (кн. III).
-
Крёз
был зачат во время праздника
Афродиты
, когда лидийцы проводят шествие и украшают богиню своим богатством (кн. III).
-
Слуга лирического поэта
Ивика
, которого звали Геракл, был сожжен заживо за то, что сговаривался с разбойниками против хозяина (кн. III).
-
Отец
Фемистокла
принес в жертву быка, когда было объявлено рождение сына, он выпил кровь жертвы и умер (кн. III).
-
Дарий
, сын Гистаспа, выброшенный матерью, был вскормлен лошадиным молоком всадником Спаргаписом, и стал царем благодаря реву лошади (кн. III).
-
Филипп
в детстве по вечерам стрелял из лука в падающие звезды, и Диогнет предсказал, что ребенок будет повелевать многими людьми. Астер — имя того, кто от такой стрелы потерял глаз (кн. III).
-
Беременная мать
Клавдия
съела несколько грибов, а Клавдий умер, когда съел эти же грибы, но отравленные (кн. III).
Пародии на справочники
-
Во время Троянской войны было много знаменитых Елен (кн. IV):
-
дочь
Эгисфа
и
Клитемнестры
, которую убил
Орест
;
-
та, которая помогла
Афродита
в её любви к
Адонису
;
-
дочь обитателя Эпидамна, кого жители города почитали как
Афродиту
, ибо она раздала серебро во время голода;
-
дочь
Фаустула
, приёмного отца
Ромула
и
Рема
.
-
Еленой также звали женщину, которая съедала по три собаки в день;
-
а также сестру Дикеарха, сына Телесина, и еще
восемнадцать
других, среди которых
-
дочь афинянина
Мусея
, которая описала
Троянскую войну
, от неё
Гомер
узнал тему своей поэмы, и это её ягнёнок мог говорить на двух языках;
-
еще одна Елена была дочерью этолийца Титира, она вызвала
Ахилла
на поединок и ранила его в голову, но рана была не смертельна, и она пала под его ударами.
-
Елена — художница, дочь египтянина Тимона, она изобразила
битву при Иссе
, и эта картина была выставлена в храме Мира при
Веспасиане
(кн. IV).
-
Ахиллов тоже было много (кн. VI):
-
Ахилл — сын
Земли
, который, когда
Гера
бежала от брака с
Зевсом
, убедил её выйти за Зевса замуж, и это был первый брак. Тогда Зевс пообещал, что все, кто носят это имя, будут знамениты.
-
Хозяин
Хирона
носил имя Ахилл, и его имя Хирон дал сыну Пелея.
-
Ахилл, сын Лисона, предложил
остракизм
в Афинах.
-
Ахилл — сын
Зевса
и
Ламии
, он был очень красив, из-за него состязались, и он выбрал судьей Пана.
Афродита
разгневалась и поместила в сердце
Пана
любовь к
Эхо
, а также сделала его непривлекательным.
-
Ахилл
— сын некоего галата, с рождения был седым.
-
Есть еще
сорок
знаменитых Ахиллов, среди которых два пса, чье поведение было изумительным.
-
О буквах (кн. V):
-
После победы в Олимпии в благодарность реке Алфею
Геракл
назвал в её честь букву «
альфа
», поместив её в начале алфавита.
-
Моисей
, законодатель иудеев, был прозван «
альфа
», ибо имел белую паршу на теле.
-
Галерий Красс, военный трибун при
Тиберии
, был прозван «
бета
», ибо любил есть сахарную свёклу, которую римляне называют «бетакиум».
-
Горпиллиду, гетеру из Кизика, прозвали «
гамма
».
-
Антенора, автора «Истории Крита», называли «
дельта
» из-за любви к родному городу, а критяне называли его «
дельтон
».
-
Аполлоний, прославившийся во времена
Птолемея Филопатора
знанием астрономии, был прозван «
эпсилон
», ибо форма этой буквы напоминает луну.
-
Сатира, друга Аристарха, называли «
дзета
» из-за любви к исследованиям.
-
Эзопа
его хозяин Идмон называл «
тета
» из-за переменчивого характера.
-
Мать
Кипсела
, которая была хромой, дельфийский бог назвал «
лямбда
».
-
Демокид сообщает, что
Пифагор
, который описал все числа, обозначается третьей буквой.
-
Рассказы о Левкадской скале (кн. VII):
-
Она получила имя от Левка, спутника
Одиссея
, который был из Закинфа и был убит Антифом
. Это он построил храм Аполлона Левката.
-
Те, кто прыгают с вершины скалы, освобождаются от любви и её причины. После смерти
Адониса
Афродита
блуждала и в Аргосе (город на Кипре), в святилище Аполлона Эрифия рассказала Аполлону о своей любви. Тогда Аполлон привел её на Левкадскую скалу и приказал спрыгнуть, она сделала это и освободилась. Когда она захотела узнать причину, то Аполлон рассказал, что он как предсказатель узнал, что
Зевс
, всегда влюбленный в
Геру
, стоял на скале и избавился от любви.
-
Многие другие мужчины и женщины страдали от зла любви и освободились, спрыгнув со скалы. Артемеса, дочь Лигдамида, который воевал с Персией, влюбленная в Дардана из Абидоса и презираемая им, выцарапала ему глаза, пока он спал, но боги только усилили любовь. Согласно оракулу, она спрыгнула с Левкадской скалы и умерла.
-
Гиппомедонт из Эпидамна был безуспешно влюблен в юношу, который склонялся к другому. Он убил его, а затем покончил с собой, спрыгнув с Левкадской скалы.
-
Комический поэт
Никострат
, влюбленный в Тетигидейю из Мирины, спрыгнул и излечился от любви.
-
Макес из
Бутрота
был прозван «Белой скалой» (
Левкопетр
), ибо излечивался от любви, спрыгивая со скалы четырежды.
-
Рассказывают и о многих других:
-
Булагор из Фанагории, влюбленный во флейтиста Диодора, спрыгнул со скалы и погиб уже немолодым.
-
Родопа из Амисены покончила с собой, спрыгнув вниз, влюбившись в двух близнецов, стражников царя Антиоха по имени Антифонт и Кир.
-
Ямбический поэт Харин был влюблен в евнуха Эрота, дворецкого Евпатора. Доверяя легенде, он спрыгнул, сломал ногу, и умер от боли, сочинив эпиграмму о Левкадской скале.
-
Нирей из Катаны, влюбленный в афинянку Афину, спрыгнул со скалы и был избавлен от боли, попав в рыбачьи сети, где нашелся также ларец с золотом. Он стал судиться с рыбаком из-за золота, но во сне ему явился Аполлон и сказал, что тот должен благодарить за спасение, а не требовать золота.
Иные упоминания
В некоторых случаях Фотий называет только тему рассказа, что не позволяет установить мотив, но в большинстве кратко излагает и мотив. К этим темам относятся:
-
Истории о смерти
Софокла
и
Протесилая
(кн. I).
-
Крёз
спасся от огня (кн. I).
-
Смерть
Ахилла
(кн. I).
-
О
Гомере
и голубях (кн. I). Он объясняет, почему
Поэт
говорит, что голуби носят пищу богам (кн. I).
-
О чем разговаривали
Александр
и
Аристотель
(кн. I).
-
Кто такие
хариты
, упоминаемые
Поэтом
, с которыми он сравнивает волосы
Евфорба
?
(кн. II).
-
Чей стих о
Протее
цитировал Александр? Автор рассказывает о Протее. Чью песнь любил петь Александр? Для кого Александр написал похоронную песнь? (кн. II)
-
О
палладии
, который вместе украли
Диомед
и
Одиссей
(кн. III).
-
О
Гекале
и всех тех, кто взял это имя (кн. III).
-
Что значат слова
поэта
о дочерях
Пандарея
? (кн. III)
-
О
Полидаманте
(кн. III).
-
Что за слово
Вакхилид
приписывает Силену? (кн. VII)
Примечания
-
Диодор Сицилийский
. Историческая библиотека. III, 73, 4.
-
Секст Эмпирик
. Против учёных. I, 264.
-
см.
-
Торшилов Д. О.
Античная мифография: Мифы и единство действия. —
СПб.
, 1999. — С. 21, 266.
-
Зайцев А. И.
Греческая религия и мифология: курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. —
М.
:
Academia
, 2005. — С. 50. — 208 с. — (Classicus: Классическая учебная книга). —
5100 экз.
—
ISBN 5-7695-1681-X
.
-
Любкер Ф.
Реальный словарь классических древностей. В 3 т. — Т. 2. — М., 2001. — С. 97.
-
Любкер Ф.
Реальный словарь классических древностей. В 3 т. — Т.1. — М., 2001. — С. 562.
-
Лосев А. Ф.
Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С. 618.
-
Мифы народов мира. В 2 т. — Т. 2. — С. 666.
-
Надь Г.
Греческая мифология и поэтика. — СПб., 2002. — С. 300—301.
-
Лексикон Рошера
. — Т.1. — Стлб. 1408.
-
комментарий
А. Аникста
//
Гёте И. В.
Избранные произведения в 2 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 691.
-
об источнике см.:
Павсаний
. Описание Эллады. VIII, 17, 6.
-
в тексте: Дионисий
-
по более распространенной версии, в этом участвовала и
Артемида
-
о змее и воробьях:
Гомер
. Илиада. II, 308—319.
-
см. Критские дактили
-
об этом упоминает уже
Ликофрон
(Александра 178)
-
согласно стандартной версии, лань
-
ср.
Гигин
. Мифы. 96.
-
Плутарх
. Пирр. 1. (Аспет — имя Ахилла на эпирском наречии)
-
о Евдоре упоминает Гомер (
Гомер
. Илиада. XVI, 179—192.)
-
Гомер
. Илиада. IV, 127.
-
Гомер
. Илиада. III, 54.
-
Гомер
. Одиссея. IV, 279.
-
Гомер
. Одиссея. XI, 135.
-
Геродот
. История. I, 43.
-
Геродот
. История. I, 20.
-
Гомер
. Илиада. IV, 492.
-
Гомер
. Илиада. XVII, 51.
Литература
Издания:
-
Ptolemaei Hephaestionis novarum historiarum…, excerpta e Photio ed. A.Westermann. Brunsvigae, 1843. — Сс. 182—192.
-
В составе «Библиотеки» Фотия.
Перевод отрывков:
-
Латышев В. В.
Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. // ВДИ. 1947. № 4. — Сс. 277—278.
Литература:
-
Hercher R.
Uber die Glaubwűrdigkeit der neuen Geschichte des Ptolemaeus Chennus, Jahrbuch fűr Kl. Philol., Suppl., Bd. I (1855-6), pp. 269–293.
-
Chatzis A.
Der Philosoph und Grammatiker Ptolemaios Chennos. // Drerup’s Studien zur Geschicte und Kultur der Antike. Bd. VII. T. 2. — Paderborn, 1914.
|
Классическая греческая мифография
|
|
Эллинистическая мифография
|
|
Псевдомифография
|
|
Эвгемеризм
и мифологические романы
|
|
Византийская мифография
|
|
Латинская мифография
|
|
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|